Защита детского здоровья

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Защита детского здоровья

Пасторок Мария Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации режима дня в семье. Режим дня влияет на физическое развитие и здоровье малыша.

Необходимо в семье продолжать работу по воспитанию у детей навыков самообслуживания. Педагоги рекомендуют эффективные методы, соответствующие возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к подражанию, применение игровых приемов.

В беседах с родителями воспитатели подчеркивают необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребенка.

Каждой семье рекомендует воспитатель создать ребенку условия, необходимые для полноценного развития и воспитания, приобрести стол и стул по росту малыша, выделить место для игр и занятий, определить красивую вешалку для верхней одежды.

В беседе с родителями воспитатель дает советы, в каком порядке ребенок должен одевать и снимать одежду, как вести себя за столом, как держать ложку и т. д. Среди малышей есть страдающие плохим аппетитом, следует обратиться к детскому врачу педиатру. Нельзя во время еды развлекать детей игрушками, чтением; нельзя с ранних лет приучать ребенка есть много сладостей, они ослабляют иммунитет, сопротивляемость организма болезням, может появиться сахарный диабет.

Необходимо приглашать родителей в детский сад для наблюдения за детьми во время завтрака, обеда, одевания и т. д.

Это нужно делать в первые дни посещения детского сада, чтобы облегчить ребенку период адаптации, который нередко сопровождается заболеванием малыша.

Воспитатель советует забирать детей домой раньше положенного времени, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новым условиям жизни, можно принести с собой в детский сад любимую игрушку, книжку.

Недостаточная осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная работа с каждой семьей. Вредно чрезмерное перегревание малышей. Полноценные прогулки зависят от того, как одеты дети.

Воспитатель на это обращает внимание и дает советы. Дети должны двигаться, ходить, бегать играть в подвижные игры. Воспитатель обращает внимание семьи на организацию сна ребенка: в каком часу вечером он ложится, сколько времени спит, работает ли телевизор и т. д.

Недосыпание ведет к развитию детского невроза. Можно позволять ребенку брать с собой в постель мягкую игрушку, прикосновение к которой вызывает состояние покоя, тепла, располагает ко сну, но не допускать, чтобы ребенок играл в постели.

Недопустимо курение родителей в помещении, где находится ребенок.

Семья располагает большими возможностями для нравственного воспитания младших дошкольников. Им не рано уже предъявлять моральные нормы, учить правилам поведения.

У многих родителей основой воспитания детей в этом возрасте становятся запретны: «не трогай», «не пачкайся», «нельзя» и т. д.

Воспитатель знакомит родителей с задачами нравственного воспитания детей, которые важно решать в содружестве.

Нравственное воспитание нужно начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко: быть вежливым, привыкать быть занятым, уважать старших, проявлять заботу, усваивать нормы общения, речь, мимику, жесты, уважать труд других, добрым быть с окружающими взрослыми детьми. Родителям, имеющим одного ребенка в семье воспитатели советуют приглашать домой друзей из детского сада или соседей для игры. Родители не должны кричать на ребенка, нужно разговаривать спокойно, желать спокойной ночи, доброго утра благодарить за помощь.

Воспитатели привлекают родителей в детский сад для подготовки к праздникам. Совместная работа детского сада и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармонического развития детей.

Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых.

Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения.

При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.

Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде.

Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали.

Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Организация прогулки. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление.

Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима.

Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света.

К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна.

(температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

В зависимости от состояния здоровья детей и по согласованию с врачом можно начинать купать в открытых водоемах, где глубина воды – до пояса ребенка, а дно чистое и ровное.

Купание проводится под контролем двух взрослых: один – в воде с детьми, другой на берегу. В воде дети должны двигаться, играть. Нельзя допускать охлаждения. В этом случае ребенка выводят из воды, растирают полотенцем до порозовения кожи и переодевают в сухое белье. Если дети длительное находились на площадке, освещенной прямыми солнечными лучами, купание сразу проводить не следует.

Игра. Сюжетно – ролевые игры. Воспитатель в совместной с ребенком игре учит его простейшим игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать.

Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер нагружает автомашину кубиками и везет ее, мама катает дочку в коляске, кормит ее. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты: короткие рассказы, стихотворения.

Например, «Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на бочек», «Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать», «И кукла и зайка тоже хотят спать»

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ohrana-i-ukreplenie-zdorovya-detey/

Четыре главных принципа, которые сохранят здоровье детей на годы – МК

Защита детского здоровья

Как любят говорить врачи, все проблемы со здоровьем и вредные привычки — родом из детства. Если мама приучает ребенка что-то делать за конфетку, когда он вырастет, тоже будет поощрять себя сладеньким.

Современные дети мало двигаются, много времени проводят в гаджетах, а пропитание им добывать не нужно — достаточно вытянуть руку и взять пирожок с полочки. Вот почему четверо из пяти российских детей оканчивают школу, имея проблемы со здоровьем той или иной степени тяжести.

Что делать, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни с младых ногтей? Об этом читателям «МК» рассказали эксперты.

Ожирение — примета общества потребления

Основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний известны давно.

Главный терапевт Минздрава РФ, глава НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ Оксана Драпкина, распределяет их в следующей последовательности: 1) курение; 2) злоупотребление алкоголем; 3) низкая физическая активность вкупе с нерациональным питанием, что ведет к ожирению; 4) злоупотребление солью; и 5) социальные факторы.

— За последние годы благодаря принятию антитабачного законодательства и мерам в отношении снижения распространенности употребления алкоголя нам удалось добиться определенных успехов: курить у нас стали меньше; мы даже привыкли к тому, что в ресторанах теперь никто не дымит. Употребление алкоголя снизилось до 9,3 литра в год, что привело к снижению смертности у мужчин трудоспособного возраста от алкоголь-ассоциированных заболеваний на 18%. Единственное, что нам не удалось снизить, — это распространенность ожирения. За период с 1993 года его стали диагностировать в 3 (!) раза чаще. И эти проблемы начинаются с самого раннего детского возраста — девочка, у которой в 8–10 лет повышен индекс массы тела, к 30 годам вырастает в женщину с лишним весом и набором заболеваний, — говорит Оксана Драпкина.

Сегодня каждый третий ребенок в стране страдает от лишнего веса, каждому десятому можно смело ставить диагноз «ожирение»; вместо молока и овощей дети предпочитают есть чипсы и бургеры, вместо подвижных игр во дворах — зависают в соцсетях.

Итог: уже в 15–16 лет у них диагностируют болезни, которые еще несколько лет назад встречались только у пенсионеров.

Как говорит доктор Драпкина, ожирение — это платформа для развития артериальной гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза, онкологических заболеваний и еще много чего другого плохого.

В том, что наши дети в большинстве своем питаются неправильно, врачи винят, конечно, взрослых. Ведь сложно ожидать, что ребенок, который видит, как папа ест сосиски с макаронами, залитыми майонезом, полюбит овсянку на воде и свежие овощи.

К тому же сегодня все чаще говорят о среде, поощряющей ожирение: в современном обществе практически невозможно проголодаться, повсюду есть кафешки, печеньки, фастфуд, еда (главным образом неполезная) рекламируется повсеместно.

Эта среда призывает нас больше есть и меньше двигаться.

Недавно исследователи проанализировали рекламу на пяти российских телеканалах, ориентированную на детей и подростков.

Оказалось, что 60% продуктов, которые рекламировались, не разрешены для маркетинга среди детей в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения; при этом каждый десятый из них позиционировался как «здоровая еда».

Еще 20% эксперты не смогли оценить — лишь потому, что на их маркировке не содержалось достаточной информации.

А недавно в 19 странах мира, включая Россию, было проведено исследование среди детей 6–9 лет на предмет выявления факторов риска ожирения. Детей спрашивали, что они едят, занимаются ли спортом, ходят ли в школу пешком, как проводят выходные и пр.

Оказалось, что по сравнению с другими странами наши дети ведут более здоровый образ жизни (63% добираются до школы пешком; 69% никогда не употребляли безалкогольные напитки с сахаром; 35% ежедневно едят овощи, а 50% — фрукты), хотя поводов для тревоги все равно дают немало.

И все же сегодня лишь 39% российских родителей уверены в том, что вес их ребенка соответствует нормам.

Это показал опрос 437 родителей, проведенный в рамках Всероссийской социальной компании «Пульс жизни», которая проводится по инициативе НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ.

По данным опроса, в каждом третьем случае родители считают, что у ребенка есть лишний вес. У каждого пятого ребенка за время обучения в школе появились хронические заболевания. А 28% детей относятся к категории «часто болеющие».

СПРАВКА “МК”

В 16 лет 60% российских юношей и 40% девушек имеют факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной смертности в России и мире. Среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми являются примерно 10–12%. Более половины школьников 7–9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

Геннадий Черкасов

ЗОЖ для детей: основные правила

«ЗОЖ — это не коктейли для детокса и не бег по утрам», — предупреждает известный детский врач Федор Катасонов. И перечисляет основные принципы формирования здорового образа жизни любого ребенка.

Первое — здоровый сон. «А с ним у детей большие проблемы, особенно в мегаполисах; на плохой сон детей педиатрам жалуются чаще всего, — говорит Федор Катасонов.

— Плохой сон очень сильно влияет на здоровье: нарушает умственные, когнитивные способности ребенка, отражается на физическом состоянии и развитии.

Даже однократный 4‑часовой сон, как показало недавнее исследование, на 70% снижает количество лейкоцитов в крови — а они отвечают за иммунитет и противораковую активность организма. Детям нужно обеспечивать комфортные условия для сна: затемненное помещение; они должны засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Длительность сна сильно различается в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Но нередко родители ведут себя неправильно: сами ложатся спать поздно и считают нормальным, что и дети не спят до часу ночи. Кстати, сегодня популярность набирает такая специальность, как консультант по сну, — и я вижу хорошие результаты».

Второе — правильное питание. Как отмечает доктор Катасонов, сегодня до 95% населения испытывает недостаток клетчатки в рационе: «В основном мы питаемся легкоусвояемыми углеводами, а клетчатки в них почти нет.

Отсюда нарушения пищеварения, частые запоры, геморрой, что является факторами риска развития рака кишечника. Поэтому обязательно нужны продукты, богатые клетчаткой, и добавки с ней: отруби, семена чиа, семена подорожника, овощи».

Кроме того, крайне важно следить за количеством белка в рационе детей — начиная уже с грудного возраста. Катасонов отмечает, что многие педиатры и по сей день пропагандируют еще советские рекомендации по введению прикорма, которыми в мире давно никто не пользуется: «Прикорм нужно по возможности вводить как можно раньше, особенно мясо и рыбу, и он должен быть разнообразным.

А вот в поливитаминах дети не нуждаются. Восполнять дефицит витаминов нужно лишь в случае клинических проявлений авитаминоза. Это, впрочем, не относится к витамину D, с тотальным дефицитом которого сталкиваются в наших широтах почти все. Детям его нужно давать обязательно — особенно в зимние месяцы, да и летом тоже.

Никакое количество солнца, которое не оказало бы вредного эффекта, не приведет к достаточной выработке этого витамина. Детям до трех лет я рекомендую давать его вообще без перерыва; по 800 единиц в сутки. Остальным — по 2 тыс. единиц хотя бы в зимние месяцы. Некоторым детям также нужны йод и железо — в случаях клинических проявлений их дефицита. Соль лучше использовать йодированную.

И еще крайне важно минимизировать количество сахара в рационе детей».

Самыми вредными компонентами пищи для детей доктор Драпкина считает подслащенные напитки, в том числе газированные: «Это даже хуже, чем снеки. Детям с признаками ожирения о таких напитках надо вообще забыть.

Подумайте только: в бутылочке 0,33 л такой подслащенной воды примерно 10 чайных ложек сахара.

Если выпивать каждый день хотя бы одну бутылочку, уровень потребления сахара вырастет на 4 кг в год, и он переработается организмом в 6,5 килограммов жира».

Федор Катасонов особо подчеркивает, что детей ни в коем случае нельзя кормить насильственно — они съедают столько, сколько им нужно, и от голода в наши дни точно не умрут. Начиная с полутора лет они должны есть самостоятельно.

Ни в коем случае нельзя кормить их под мультики — это ведет к импульсивному перееданию. И еще надо исключить кусочничество — всякие печенюшки между трапезами, чтобы не формировать привычку питаться от скуки.

После года ребенок должен перейти на четырехразовое питание.

«Надо воспитывать разумное отношение ко вкусовой вседозволенности, — считает Оксана Драпкина. — Например, мы стали реже собираться за общим ужином за столом, чтобы медленно и с толком поесть, чтобы поговорить. А это просто необходимо.

Кроме того, детям обязательно нужно завтракать, и завтракать полноценно — постарайтесь выработать у ребенка такую привычку с детства.

Доказано, что дети, которые регулярно завтракают, меньше страдают от ожирения во взрослом возрасте, у них меньше ИМТ, и реже развивается сахарный диабет».

Третье правило — физическая активность. Чем ее будет больше, тем, конечно, лучше. Однако существует тот минимум, который определяет нижние границы ЗОЖ. Так, ребенок в возрасте до пяти лет должен минимум трижды в день играть в активные игры.

Примерно час в день должен быть отдан физическим упражнениям, развивающим мышцы: отжиманиям, приседаниям и пр. Плюс дети должны ходить от 12 тысяч шагов ежедневно. «Однако большой спорт я считаю плохой идеей для любого ребенка, — отмечает Катасонов. — Гораздо более важны прогулки, особенно в холодную погоду.

И вообще, приучайте детей к холоду, это чрезвычайно полезно для иммунитета».

Четвертое правило — минимизация стресса. Его снижению способствует правильный режим дня; чередование периодов активности и труда с периодами релаксации и отдыха; дыхательная гимнастика; минимальное использование гаджетов.

Если ребенок 2–5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях — по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам, — то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение.

Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Тем временем в стране НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ развернул новую программу — «Пульс жизни. Дети», которую разработали для школьников начальных классов.

Информационно-образовательные материалы, подготовленные в рамках проекта, позволят в простой и понятной форме объяснить детям и их родителям важность и необходимость профилактики сердечно-сосудистых заболеваний со школьного возраста.

Специалисты сняли для детей мультяшные ролики о роли сердечно-сосудистой системы в организме и даже выпустили дизайнерский комикс, где персонаж по имени Жора Бутербродов рассказывает о том, как его подкосил нездоровый образ жизни. В 2019 году в российских школах на основе данных материалов планируется провести ряд уроков здоровья в формате квеста.

Источник: https://www.mk.ru/social/health/2019/06/16/chetyre-glavnykh-principa-kotorye-sokhranyat-zdorove-detey-na-gody.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.