Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

Информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья отражена в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.

Источник: https://xn--o1ado.xn--d1a2a.xn--b1aew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD-%D0%B2-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0

Права пациента в системе здравоохранения РФ в 2020 году — юрист по защите прав пациентов

Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

Из этой статьи вам предстоит узнать о правах и обязанностях всех пациентов, которым предоставляется медицинская помощь в том или ином медучреждении. Также вы узнаете, какие нормы действовали раньше, что было изменено в законах, а что осталось неизменным и по сей день.

Статья 30, которая действовала до 2011 года и была отменена

Какие пункты охватывала статья 30 о правах пациента? Если человек обращается за медицинской помощью, он имеет право на такие моменты:

1) гуманное и уважительное отношение со стороны медработников и обслуживающего персонала;

2) выбрать доктора, включая врача общей практики (семейного доктора) и лечащего врача и выбрать лечебно-профилактическое учреждение соответственно договорам добровольного и обязательного медицинского страхования;

3) лечение, обследование и содержание человека должны проводиться в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;

4) по просьбе пациента могут провести консилиум или консультацию другие специалисты;

5) облегчается боль, связанная с болезнью или (и) медицинским вмешательством, посредством использования доступных средств и способов;

6) в тайне сохраняется информация о факте обращения человека за медицинской помощью, диагнозе и прочих сведениях, которые были получены при его обследовании и лечении;

7) пациент может дать добровольное согласие на медицинское вмешательство соответственно статье 32 настоящих Основ;

8) также может быть и отказ от медицинского вмешательства (соответственно статье 33 настоящих Основ);

9) кроме того, статья настоящих Основ 31 гарантирует получение пациентом информации о его обязанностях и правах, состоянии здоровья. Согласно статье, могут быть выбраны лица, которые вправе получить информацию о состоянии здоровья пациента в интересах последнего;

10) человеку могут быть предоставлены медицинские и иные услуги в рамках программы добровольного медицинского страхования;

11) возможно возмещение ущерба соответственно статье 68 настоящих Основ, если здоровью пациента был причинён вред во время оказания медицинской помощи;

12) к пациенту могут допустить адвоката или другого представителя закона для защиты его прав;

13) к тому же, к пациенту допускается священнослужитель. А в больничных учреждениях предоставляются условия для проведения религиозных обрядов. Помимо этого, может быть предоставлено отдельное помещение, если это не станет помехой для внутреннего распорядка больничного учреждения.

Если права пациента нарушаются, то он может подать жалобу на руководителя или другое должностное лицо лечебно-профилактического учреждения, где ему предоставляется медицинская помощь, в соответствующую профессиональную медицинскую ассоциацию или в суд.

В этом году вступили в действие некоторые поправки, а основные пункты закона остались прежними.

Основные права пациента в системе здравоохранения РФ в 2020 указаны в 323 ФЗ о правах пациента

Итак, в чём состоит защита прав пациента при оказании ему медицинских услуг?

  • Человек имеет право на выбор медицинской организации и доктора соответственно настоящему Федеральному закону.
  • Диагностику, профилактику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Получение консультации от докторов-специалистов.
  • Облегчение болевых ощущений, связанных с болезнью и (или) медицинским вмешательством, которое осуществляется благодаря доступным методам и лекарственным препаратам.
  • Получение информации о своих обязанностях и правах, состоянии здоровья, выборе тех людей, которым в интересах пациента могут быть переданы данные о состоянии его здоровья.
  • Получение лечебного питания, если пациент находится на лечении в стационаре.
  • Человеку гарантируется защита сведений, которые являются врачебной тайной.
  • Со стороны пациента может быть отказ от медицинского вмешательства.
  • Возмещение вреда, который был причинён здоровью при оказании пациенту медицинской помощи.
  • Разрешается допуск к пациенту законного представителя или адвоката для защиты его прав.
  • Позволен и допуск священнослужителя, а если пациент находится в стационаре, то он имеет право, чтобы для него провели религиозные обряды. Если для этого нужно отдельное помещение, то оно выделяется, если данный обряд не нарушит внутренний распорядок медицинской организации.

Никогда не забывайте о том, что у каждого человека есть права пациента в больнице на медицинскую помощь.

Обязанности всех пациентов

Конечно же, помимо прав есть и обязанности. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья и граждан» сказано, что:

1. Пациент должен проявлять такт и уважение, общаясь с медработниками.

2. Доктору сообщается вся информация, необходимая для постановки диагноза и лечения болезни.

3. После того, как пациент согласится на медицинское вмешательство, он обязан неукоснительно принимать каждое предписание лечащего доктора.

4. Пациент соблюдает правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится.

5. Пациент должен сотрудничать с доктором во время получения медицинской помощи.

6. Он сразу же должен говорить врачу, если есть какие-то изменения, касающиеся его состояния здоровья в процессе диагностики и лечения.

7. Больной тут же обращается к доктору, ели есть подозрение на какую-либо болезнь, которая является заразной.

8. Человек не должен предпринимать действий, которые нарушат права других пациентов.

Так что вы уже поняли, что существуют и права, и обязанности пациента.

Чем может помочь юрист по защите прав пациентов?

Когда человек обращается в лечебное учреждение, ему нередко приходится сталкиваться с ущемлением прав. Но не все пациенты пытаются их отстоять, потому что не верят в свой успех. Потому происходят банальные конфликты, споры и устное выражение недовольства. Очень редко ситуация решается согласно законодательству.

Не у каждого есть возможность обратиться в компетентные органы из-за высокой занятости. А иногда из-за подсознательного страха пациента не получается решить вопрос должным образом.

Человек, оказавшись в такой ситуации, боится остаться вообще без медицинской помощи после серьёзного разбирательства.

Часто именно таким образом думают жители маленьких населённых пунктов, у которых нет возможности выбрать доктора и больницу.

На самом деле, отстояв свои права хоть раз, пациент может не сомневаться в том, что медперсонал начнёт относиться к нему так, как это определяет законодательство. Почему? Потому что контроль над работой медперсонала будет ещё более жёстким. А если будет выявлено очередное нарушение, наказание будет ещё более серьёзным, чем после первого случая.

Одному человеку справиться с разными тонкостями законодательства довольно-таки сложно. В таком случае вам на помощь может прийти юрист по защите прав пациентов. Он является специалистом, компетентным в области права, связанной с практическим здравоохранением.

Юрист по защите прав пациентов:

1) оценивает шансы на успешное решение вопроса, включая до судебное урегулирование;

2) квалифицирует действия медперсонала с точки зрения права, выявляет факты нарушения законодательства;

3) определяет степень ущерба, который был причинён пациенту. Кроме того, юрист предопределяет размер компенсации;

4) собирает информацию, которая нужна для обращения в суд и надзорные инстанции;

5) грамотно оформляет исковое заявление, жалобу, претензию и остальные необходимые документы;

6) составляет экспертное заключение о размерах и характере причинённого вреда.

Обычно юрист отвечает за большую часть работы, потому клиенту нужно принимать участие только в тех мероприятиях, которые не могут быть проведены без него. При таком раскладе вероятность того, что проблема разрешится успешно, увеличивается во много раз, как и размеры полученной компенсации.

Как надо обращаться за помощью?

Для жителя большого города найти юриста по защите прав пациентов не является проблемой. Ведь во многих больших городах есть немало своих организаций, которые специализируются на изучении медицинского права.

Гораздо труднее получить помощь населению из удалённых регионов. В наше время задача облегчается использованием интернета. Также есть много организаций, оказывающих услуги дистанционно.

Как к ним обратиться? Можете подать заявку на сайте.

Всегда помните следующее: законы едины для всех, вне зависимости от места проживания и удалённости от центра нашей страны.

Источник: https://san-knizhka.ru/prava_pacienta/

Законодательное обеспечение прав пациентов РФ

Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

В ст. 19 Закона № 323-ФЗ закреплены права пациентов:

– на выбор медицинской организации и врача;

– профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в ме­дицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигие­ническим требованиям;

– получение консультаций врачей-специалистов, облегчение боли, свя­занной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступ­ными методами и лекарственными препаратами;

– получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья;

– получение лечебного питания при нахождении в стационаре;

– защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

– отказ от медицинского вмешательства;

– возмещение вреда, причиненного здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи;

– допуск адвоката или представителя для защиты своих прав;

– допуск священнослужителя и предоставление отдельного помещения для отправления религиозных обрядов без нарушения внутреннего рас­порядка.

Другие значимые права пациентов российских медучреждений перечислены в ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья (далее – Основы). Среди них следующие права:

· на уважительное и гуманное отношение при получении медпомощи

· на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медстрахования

· на проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов

· на облегчение боли доступными способами и средствами

· на сохранение медицинской тайны

· на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него

· на информацию о своих правах, обязанностях и состоянии здоровья

· на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медпомощи

· на законного представителя для защиты своих прав.

Всеми этими правами пациенты обладают независимо от того, платно или бесплатно они лечатся.

Наиболее важными представляются право пациента на информацию о состоянии своего здоровья и право на возмещение вреда, причиненного некачественным лечением.

Обладая достаточной информацией о своем заболевании и прогнозе его развития, пациент может определиться с выбором медорганизации или врача, принять решение об отказе от медицинского вмешательства и так далее.

Что касается права на возмещение вреда, то оно позволяет если не устранить, то хотя бы частично компенсировать негативные последствия некачественного лечения.

Рассмотрим важнейшие права подробнее.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медпомощь гарантировано российским законодательством. Как уже говорилось, согласно ст. 41 Конституции РФ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

А статья 20 Основ закрепляет право на медико-социальную помощь, которая включает, в частности, профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера.

Кроме того, с 2011 года действует Закон об обязательном медицинском страховании (далее – Закон об ОМС), который позволяет получать бесплатную медпомощь и в частных организациях по выбору пациента.

Удостоверяет право на получение бесплатной медпомощи полис обязательного медицинского страхования (далее – полис ОМС) [1]. Гражданам России полис ОМС выдается бессрочно. Правом получить полис обладают также проживающие в РФ иностранцы и лица без гражданства.

Если они проживают в России постоянно, то, как и граждане РФ, получают бессрочный полис ОМС. В противном случае срок действия полиса ограничивается сроком действия разрешения на временное проживание.

Аналогичная ситуация с беженцами – они также могут получить полис ОМС, но действовать он будет только на протяжении срока их пребывания в России.

Все перечисленные категории лиц вправе получить полис ОМС независимо от того, работают ли они по трудовому или гражданско-правовому договору или не работают вообще, проходят ли обучение, находятся на пенсии и так далее. В любом случае, все они считаются застрахованными в рамках системы ОМС.

Отметим, что даже если граждане или иные перечисленные лица не выбрали страховую медицинскую организацию или не обратились за получением полиса ОМС, они все равно будут застрахованы и уведомлены впоследствии о необходимости получить полис (п. 19 Правил обязательного медицинского страхования).

В рамках системы ОМС медпомощь оказывают медицинские организации любых форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Это значит, что получить лечение, предъявив полис ОМС, можно будет не только в государственных и муниципальных медучреждениях, но и в некоторых частных клиниках.

Оказывать медпомощь в рамках ОМС будут организации и индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС [2]. Решение войти в такой реестр медучреждения и предприниматели принимают добровольно.

Следует учитывать, что внесенные в указанный реестр организации не вправе отказывать застрахованным гражданам в оказании медицинской помощи. Поэтому владелец полиса ОМС может обратиться в любую такую организацию. Более того, в конкретном медучреждении можно самостоятельно выбрать лечащего врача (при его согласии). Для этого нужно подать заявление руководителю организации.

Виды медицинской помощи, которые можно получить бесплатно

Поясним, какую именно медпомощь можно получить, будучи застрахованным в системе ОМС. Обязательное медицинское страхование включает базовую и территориальные программы страхования. Эти программы определяют, при каких заболеваниях и где владелец полиса сможет лечиться бесплатно.

Базовая программа ОМС действует на всей территории России. Предусмотренные ею виды медпомощи обладатель полиса сможет получить бесплатно в любом регионе независимо от регистрации по месту жительства.

В рамках базовой программы граждане имеют право на первичную, скорую и специализированную медпомощь. Виды заболеваний, при наличии которых у больного появляется соответствующее право, перечислены в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС [3].

Первичная медпомощь включает лечение наиболее распространенных болезней, а также таких травм, отравлений и других неотложных состояний, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. Кроме того, она охватывает профилактику важнейших заболеваний и проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медпомощь оказывается при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Отметим, что согласно ст. 39 Основ право на бесплатную скорую медпомощь имеют не только граждане РФ, но и все прочие лица, находящиеся на территории России.

Специализированная медпомощь необходима при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь.

Направление граждан для получения высокотехнологичной медпомощи осуществляется сейчас на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Такое решение принимается на основании обращения пациента или его законного представителя[4]. Отметим, что с 1 января 2015 г.

высокотехнологичная медпомощь будет оказываться за счет средств обязательного медицинского страхования. По-видимому, будут приняты дополнительные правовые акты, конкретизирующие порядок ее оказания.

Территориальные программы ОМСдействуют в пределах субъектов РФ. Виды медпомощи, перечисленные в территориальной программе конкретного субъекта РФ, могут получить только лица, которым страховой полис был выдан в этом же регионе. Предполагается, что территориальные программы могут быть шире, чем базовая, по количеству заболеваний, их видам и т.д.

Отметим, что в ст. ст. 41, 42 Основ установлено еще несколько случаев, когда медпомощь может быть оказана безвозмездно. В частности, это возможно при заболеваниях:

· социально значимых (ВИЧ, гепатит, туберкулез и др.);

· опасных для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и др.).

Конкретные меры и объем медпомощи в таких случаях дополнительно устанавливаются подзаконными нормативными актами.

Право на информацию о состоянии здоровья и на сохранение этой информации в тайне

Пациент сможет полноценно реализовать право на получение медпомощи, если будет информирован о состоянии своего здоровья. Российское законодательство предоставляет пациентам право на информацию. Это означает, что любой человек может получить следующие сведения, касающиеся состояния его здоровья:

· о результатах проведенного обследования;

· о наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;

· о методах лечения и рисках, которые могут им сопутствовать;

· о возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях;

· о результатах проведенного лечения.

За этой информацией следует обратиться к лечащему врачу. Впрочем, необходимые сведения может предоставить также заведующий отделением лечебно-профилактического учреждения или любые другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении. Отметим, что гражданин вправе получить не только устную консультацию, но и копии медицинских документов.

О неблагоприятных прогнозах развития заболевания врачи должны сообщать в деликатной форме.

В большинстве случаев сведения о состоянии здоровья сообщаются пациенту лично. Однако иногда могут быть проинформированы не сами пациенты, а их законные представители (родители, опекуны, попечители). Это касается, в частности, следующих категорий пациентов:

· детей в возрасте до 15 лет;

· больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет;

· недееспособных граждан.

Отметим, что возможность получать информацию о своем здоровье – это право, но не обязанность граждан.

Поэтому если пациент не хочет знать, какой ему поставлен диагноз или как протекает заболевание, то принудительно сообщать ему об этом нельзя.

Пациент вправе запретить сообщать ему или членам его семьи такие сведения. Более того, он может назначить доверенное лицо, которому эти сведения будут передаваться.

Вся информация о состоянии здоровья пациента является врачебной тайной – ее нельзя разглашать или передавать третьим лицам. Исключения из этого правила перечислены в ст. 61 Основ.

Ответственность за некачественное лечение

К сожалению, нередки случаи, когда в результате оказания медицинской помощи пациенту причиняется дополнительный вред.

Законодательство закрепляет право пациентов на возмещение такого вреда, в частности, в подп. 11 ч. 1 ст. 30, ст. ст. 66 и 68 Основ.

Эти положения определяют, что обязанность возместить ущерб возникает у виновного лица при причинении вреда здоровью пациента или в случае его смерти.

Отметим, что право на возмещение вреда у пациента возникает, если указанные события наступили из-за недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей. Возмещение вреда происходит в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Пострадавший может потребовать возмещения утраченного заработка, расходов на лечение и других дополнительных расходов (ст. 1084 ГК РФ). Также он имеет право на возмещение морального вреда. Если некачественное лечение повлекло смерть пациента, то право на возмещение получают его иждивенцы (ст.

1088 ГК РФ).

В случае если медработник, в результате действий которого был причинен вред, является сотрудником медицинской организации, то требовать возмещения вреда можно с такой организации (ст. 1068 ГК РФ).

Безусловно, можно попытаться получить возмещение без обращения в суд, предъявив письменную претензию в медорганизацию.

Однако, скорее всего, результата это не даст, поэтому потребуется подать исковое заявление в суд по месту нахождения медорганизации либо по месту жительства пострадавшего (ст. 28, п. 5 ст. 29 ГПК РФ).

Если медпомощь была оказана в рамках ОМС, применяются также положения Закона об ОМС. Согласно этим положениям медицинская страховая и медицинская организации должны возместить вред, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по предоставлению медпомощи (п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС).

Стоит отметить, что ответственность медицинской страховой организации может наступить и в связи с нарушениями, непосредственно не связанными с лечением. Например, это возможно, если по требованию гражданина не был выдан страховой полис или не предоставлена нужная информация, в результате чего он не мог получить медпомощь и ему был причинен ущерб.

Что касается медицинской организации, действующей в системе ОМС, то она должна будет возместить ущерб, причиненный владельцу полиса, обратившемуся за медпомощью в эту организацию. В частности, такая обязанность появится у организации в случаях, если медпомощь оказана некачественно или вообще не предоставлена либо лечение нанесло дополнительный вред пациенту.

В указанных ситуациях, согласно правилам Гражданского кодекса РФ, подлежит возмещению и моральный вред.

Помимо гражданско-правовой ответственности, то есть возмещения ущерба, медицинские и фармацевтические работники в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Например, уголовная ответственность наступает за неоказание помощи больному, а также за причинение смерти или вреда здоровью по неосторожности (гл. 16 УК РФ).

Документы:

Источник: https://lektsii.org/11-82948.html

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 23 ноября 2011 г. N 263, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2011 г., в “Парламентской газете” от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г.

N 1-П взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 26 марта 2020 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 марта 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 518-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. и с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г., за исключением пунктов 4 и 5 статьи 4 изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ

Действие части 4 статьи 80 приостановлено до 1 января 2016 г. в части утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на плановый период

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 55-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
09.05.15

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 2 изменений, вступающего в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 314-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 89-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/12191967/

Парламентские слушания 9 апреля 2012 года на тему: «Законодательное обеспечение прав пациентов в Российской Федерации»

Законодательное обеспечение прав пациентов в рф

Вопрос законодательного обеспечения и защиты прав пациентов относится к актуальным и приоритетным в сфере здравоохранения.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) впервые законодательно введено понятие «пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния».

Согласно статье 6 Федерального закона № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который обеспечивается соблюдением этических и моральных норм, уважительным и гуманным отношением со стороны медицинских работников, оказанием медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния, соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций, уходом за пациентом, организацией оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, соблюдением санитарно-гигиенических норм и обеспечением комфортных условий пребывания в медицинских организациях, а также созданием иных благоприятных условий.

Право на медицинскую помощь  предоставляется каждому пациенту в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – программа государственных гарантий).

Статьей 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Вместе с тем эта норма  вступает в силу лишь с 01.01.2013 г.

В статье 19 Федерального закона № 323-ФЗ закреплено право пациентов на выбор медицинской организации и врача; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов, облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья; получение лечебного питания при нахождении в стационаре; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; допуск адвоката или представителя для защиты своих прав; допуск священнослужителя и предоставление отдельного помещения для отправления религиозных обрядов без нарушения внутреннего распорядка.

Однако, до сих пор не урегулированы некоторые механизмы реализации прав пациентов.

На настоящий момент несовершенен механизм госзакупок лекарственных средств, технических средств реабилитации, медицинского оборудования и медицинских изделий регулируемый  Федеральным законом от 21.07.

2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94 – ФЗ) ориентированный на цену, а не на качество.

 Не учитываются индивидуальные особенности и потребности пациентов, в результате возможность выбора лекарств, средств реабилитации и т.п. крайне ограничена.

Также медицинским сообществом отмечается проблема, когда пациенты – инвалиды получают лечение дорогостоящими лекарствами бесплатно, однако при достижении необходимого положительного эффекта от лечения инвалидность снимается, и лекарства становятся платными для них.

Федеральный закон № 323-ФЗ устанавливает, что обеспечение лекарственными препаратами граждан страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на основании Федерального регистра. Перечень указанных заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени не утвержден данный Перечень, а также отсутствует Порядок ведения Федерального регистра, что ставит под угрозу финансирование данной группы больных в 2013 году.

В России более двух с половиной миллионов онкологических больных, при этом каждый год появляется еще до полмиллиона новых случаев, а 300 тысяч человек погибает. Соответственно остро стоит вопрос финансового обеспечения дорогостоящего лечения, актуальна тема добровольного страхования, софинансирования и государственно-частного партнерства в сфере раковых заболеваний.

В настоящее время во всех регионах страны наблюдается рост числа судебных разбирательств по искам пациентов к медицинским учреждениям. Многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся темами публикаций в средствах массовой информации, получают значительный общественный резонанс, формируют негативное отношение людей к медицинским работникам.

При существующей возможности привлечения медицинского работника или врача к уголовной ответственности за совершение преступления, не установлен механизм привлечения к гражданско-правовой или административной ответственности, которая с одной стороны будет дисциплинировать врачей, а с другой является более мягкой мерой наказания.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно.

Однако существует проблема правового регулирования при оказании экстренной, неотложной медицинской помощи, с учетом возможных негативных последствий, как для пациента, так и для медицинских организаций.

В условиях недостатка законодательного регулирования врач как участник правоотношений в сфере оказания медицинских услуг оказывается таким же не защищённым, как и пациент.

Остаются актуальными вопросы донорства органов и тканей человека и их трансплантации, презумпции согласия гражданина на посмертное изъятие его органов и тканей.

В статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ указано право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения.  Учитывая тот факт, что большое количество Российских граждан с опозданием обращаются за медицинской помощью, в настоящий момент прохождение указанных процедур необходимо проводить в обязательном порядке. 

В пункте 1 статьи 25  Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что – военнослужащие и приравненные к ним лица, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» на военно-врачебные комиссии не возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, имеющих право на прохождение альтернативной гражданской службы.

Источник: http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/Vesennyaya-sessiya-2012/item/183888

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.