Закон об осмс

Финансисты поспорили с врачами о реформе ОМС

Закон об осмс

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября.

Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании.

Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС.

Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны.

Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»).

«Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС).

– Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски.

«Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун.

Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов.

Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС.

«Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб.», – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

«В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности».

«Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г.

Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств.

Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел.

«В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше.

По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках.

Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных».

«ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко.

– И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/12/843030-finansisti-posporili

Изменения в ОСМС в 2020 году

Закон об осмс

Разберем поэтапно

Отчисления ОСМС – это деньги, которые работодатель уплачивает за своего работника за счет собственных средств в Фонд СМС.

Взносы ОСМС – это деньги, которые удерживаются из доходов работника и перечисляются налоговым агентом в Фонд СМС.

Сроки перечисления отчислений и взносов остаются прежними – до 25 числа месяца, следующего за месяцем начисления.

Сравнительная таблица

ПараметрОтчисления ОСМСВзносы ОСМС
2019202020192020
За ИП и лиц, занимающихся частной практикой5% от 1,4 МЗП (59500*5%=2975)
За работников1,5%2%1%
За ИП, приостановивших деятельность5% от 1 МЗП (42500*5%=2125)
За работников ГПХ1% от суммы договора

Таким образом, отмененные взносы в Фонд СМС в 2018-2019 годах, снова подлежат перечислению в Фонд с 2020 года по вышеуказанным ставкам, расшифруем:

  1. Так, ИП или лицо, занимающееся частной практикой , ведущий деятельность, обязаны уплачивать в Фонд Взносы ОСМС за себя в размере 5% от 1,4 МЗП, то есть 2 975 тенге ежемесячно
  2. ИП, приостановивший свою деятельность, и не получающий иных доходов, обязан уплачивать в Фонд Взносы ОСМС за себя в размере 5% от 1 МЗП, то есть 2 125 тенге ежемесячно.
  3. За работников работодатель в 2020 году также уплачивает отчисления ОСМС, но уже по ставке 2%. И с 2020 года обязан удерживать с дохода работника и перечислять в Фонд Взносы ОСМС в размере 1% от начисляемого дохода.
  4. За работников по договорам ГПХ налоговый агент также обязан удержать и перечислить в Фонд Взносы ОСМС в размере 1% от суммы договора или сделки.
  5. В случае, если работник находится на больничном, то его доходом считается начисляемое пособие по временной нетрудоспособности, и также исчисляются и перечисляются отчисления и взносы.
  6. Трудовые мигранты-иностранцы наравне с гражданами РК несут обязательство уплачивать отчисления и взносы

КНП для Отчислений ОСМС – 121

КНП для Взносов ОСМС (ВОСМС) – 122

ИП или работники не уплачивают отчисления и взносы ОСМС в случае, если подпадают под одну из следующих категорий:

  1. Граждане до 18-ти лет
  2. Пенсионеры, участники ВОВ
  3. Многодетные матери
  4. Инвалиды
  5. Лица, обучающиеся по очной форме обучения и др. категории граждан
  6. Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, в связи с его рождением, усыновлением
  7. Военнослужащие
  8. Сотрудники спец.гос.органов, правоохранительных органов и т.д.

Доходы и выплаты, с которых не удерживаются и не перечисляются отчисления и взносы ОСМС:

  1. Доходы, указанные в пункте 2 статьи 319 НК РК
  2. Доходы, указанные в пункте 1 статьи 341 НК РК(кроме подпунктов 10, 12, 13)
  3. Доходы, указанные в подпункте 10 статьи 654 НК РК
  4. За счет средств грантов (кроме оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) работникам ГПХ)
  5. Компенсационные выплаты при расторжении трудового договора в случае прекращения деятельности работодателя, сокращении численности работников или штата работников в размерах, установленных законодательством РК

Так как, согласно Статье 29 Закона «Об ОСМС» подпункт 49 пункта 1 статьи 341 НК РК подлежит исключению из расчета ОСМС, то есть если доход работника не более 25 МРП – применяется корректировка дохода.

Минимальной облагаемой базы для взносов и отчислений ОСМС у работников нет

Максимальная облагаемая база и для отчислений, и для взносов за работников (в том числе ГПХ) – 10 МЗП.

И отчисления и взносы дают право потребителю (тому, за кого осуществлялись платежи) получать медицинские услуги в рамках системы ОСМС.

Какая именно медицинская помощь предусматривается в рамках Системы ОСМС?

  1. Консультативно-диагностическая помощь по направлению специалиста ПМСП и профильных специалистов
  2. Стационарозамещающая помощь предоставляется, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП, по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации
  3. Плановая стационарная помощь предоставляется, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП, по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации с предоставлением пациенту на весь период госпитализации койко-места, без предоставления дополнительных сервисных услуг в палате стационара
  4. Медицинская реабилитация и восстановительное лечение по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации
  5. Патологоанатомическая диагностика заболеваний, не входящих в ГОБМП
  6. Обеспечение лекарственными средствами сверх ГОБМП

Также участники Системы ОСМС могут посмотреть сведения о взносах и отчислениях. Для этого вам необходимо войти на портал egov .kz, и после авторизации в Личном Кабинете найти раздел «Обязательное соц. мед. страхование» :

Вход под ключом ЭЦП:

Вход в личный кабинет:

Выбор раздела ОСМС:

Сервис доступен с 2020 года

  • ОСМС и ВОСМС: можно ли делать перекидку между уплаченными суммами? подробнее
  • Ликвидировать ИП или приостановить деятельность ИП в Казахстане подробнее
  • Какова сумма минимальной зарплаты в Казахстане и насколько она отличается от МЗП стран СНГ, можно посмотреть здесь 
  • Регистрация ИП в Казахстане подробнее
  • Ликвидация ТОО в Казахстане: каков порядок проведения и сроки процедуры подробнее здесь
  • Как зарегистрировать ТОО в Казахстане и какие документы потребуются подробнее

Источник: https://mybuh.kz/useful/izmeneniya-v-osms-v-2020-godu.html

Об обязательном социальном медицинском страховании

Закон об осмс

      Примечание ИЗПИ!
      По всему тексту слова “оралманы” и “оралманов” предусмотрено заменить соответственно словами “кандасы” и “кандасов” в соответствии с Законом РК от 13.05.

2020 № 327-VI (вводится в действие после дня введения в действие соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)).
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона см.

ст.41
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) отчисления – деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в фонд социального медицинского страхования, дающие право потребителям медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования;

      2) плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) – лица, осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования в порядке, установленном настоящим Законом;

      3) фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг, и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;

      4) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, контроля за качеством медицинских услуг;

      5) субъекты здравоохранения – организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью;

      6) закуп услуг у субъектов здравоохранения – планирование, выбор, заключение и исполнение договора закупа медицинских услуг;

      7) взносы – деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов, указанными в пункте 2 статьи 14 настоящего Закона, и дающие право потребителям медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования;

      7-1) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;

      7-2) инвестиционный доход – прирост активов фонда в денежном выражении, полученный в результате их инвестирования;

      8) активы фонда – отчисления и взносы, пеня, полученная за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционный доход, за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда, а также иные поступления в фонд, не запрещенные законодательством Республики Казахстан;

      9) объединенная комиссия по качеству медицинских услуг (далее – объединенная комиссия) – консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе, создаваемый для выработки рекомендаций по совершенствованию клинических протоколов, стандартов медицинского образования, лекарственного обеспечения, стандартов системы контроля качества и доступности услуг в области здравоохранения;

      10) договор закупа медицинских услуг (далее – договор закупа услуг) – соглашение в письменной форме между фондом и субъектом здравоохранения, предусматривающее оказание медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;

      11) потребитель медицинских услуг – физическое лицо, имеющее в соответствии с настоящим Законом право на получение медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

      12) обязательное социальное медицинское страхование – комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

      13) система обязательного социального медицинского страхования – совокупность норм и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального медицинского страхования;

      14) медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования – объем медицинской помощи, предоставляемый потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000405

Показания к удалению: cтраховщики не хотят отдавать ОМС

Закон об осмс

Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил в аппарат президента России письмо, в котором выразил обеспокоенность из-за поправок в закон «Об обязательном медицинском страховании», сообщила пресс-служба ВСС. Соответствующая инициатива была внесена в Госдуму, она предполагает исключение посреднических функций страховщиков.

Юргенс перечислил основные факторы, вызвавшие недовольство страховщиков. Например, законопроект переводит федеральные медицинские учреждения на прямое финансирование и контроль со стороны государственного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) без их участия.

Страховщики критикуют замену межтерриториальных расчетов распределением квот фондами ОМС, что, по их мнению, снизит варианты выбора медучреждений.

Не согласны компании и с ограничением возможностей включения в ОМС для частных клиник и сведением роли страховых компаний исключительно к сервисным услугам без доступа к госсредствам. Страховщиков смущает и снижение для них нормативов расходов на ведение дел в два раза.

«Федеральный фонд ОМС из независимого регулятора отрасли превратится в одного из участников системы ОМС, что может привести к существенному ослаблению надзора над системой в целом, а также к конфликту интересов, поскольку исполнительская и контрольная функция сосредотачиваются в одних руках», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВСС. В союзе отметили, что в связи с этим ожидают «роста теневых денежных поборов», «непрозрачности с очередями и качеством медпомощи», появления «медицинских адвокатов», «снижения доли досудебных урегулирований споров» и «недовольства врачей».

Законопроект Минздрава обсуждался накануне экспертным советом по страхованию комитета Госдумы по финансовым рынкам. На нем Минфин и ЦБ предложили внимательнее подойти к реформе ОМС.

Так, замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерина Абашеева считает, что проект «направлен на отход от страховых принципов государственных медицинских услуг».

Замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александр Ицелев поддержал коллегу из ЦБ, отметив, что последствия принятия законопроекта не анализировались совместно со страховым сообществом и пациентами.

В Минздраве в ответ на заявление страховщиков сообщили, что законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов.

Министерство отмечает, что в ряде регионов существует проблема с доступностью такой помощи. Согласно законопроекту, в обязанности Фонда будет входить проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными центрами.

«При этом утверждение порядка организации и проведения такого контроля передается Минздраву России. К проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будут привлекаться независимые эксперты, включенные в федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе Минздрава.

В ответ на требования о публичных слушаниях в министерстве пояснили, что законопроекты бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят.

В среднем ежегодно система ОМС приносит страховщикам около 100 млрд рублей дохода.

Законопроект предусматривает снижение норматива отчислений на ведение дела страховых медорганизаций (СМО) с текущего уровня 1-2% до уровня 0,5-1% от суммы средств, поступивших в организацию.

«В действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек страховщиков: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ, а не содержать пункты выдачи полисов; информирование застрахованных лиц можно осуществлять через различные каналы связи, например, личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры и т.д., что позволяет существенно снизить издержки СМО», — пояснили в министерстве.

Врачи единогласно поддерживают исключение страховщиков из системы ОМС.

«Если бы ОМС в том виде, который у нас есть, внедрили бы в 1937 году, то мы бы проиграли войну фашистам, потому что к 1942 году все финансы перешли бы к страховщикам.

Человек, который включил, к примеру, скорую помощь в ОМС, либо дебил, либо враг народа.

Финансирование и контроль «скорой помощи» должны быть государственными, наравне с полицией и пожарными», — убежден председатель независимого профсоюза скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков.

Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что контроль и распределение финансов в системе ОМС со стороны страховщиков приводит к снижению зарплат медиков и сильной текучке кадров по всей стране. Страховые компании вынуждают лечить пациентов не так, как медики считают правильным, а как выгодно самим коммерсантам, объясняет Беляков.

«Страховым компаниям очень выгодно, когда «скорая помощь» делает 20-25 нерезультативных выездов в день — это оголтелая гонка за количеством вызовов, чтобы потом государству сказать: «Смотрите, сколько мы вызовов сделали, поэтому дайте нам еще денег», — продолжает фельдшер.

Медик также напоминает, что из-за требований страховщиков на докторов навалилась совершенно лишняя бюрократическая работа по заполнению персональных данных в момент вызова.

В результате половину отпущенного на помощь пациенту времени медработник вынужден заполнять документы, ошибки при заполнении наказываются со стороны страховщиков штрафами медучреждений, что в итоге в той или иной степени отражается и на зарплате конкретного доктора, указывает Дмитрий Беляков.

С позицией коллеги солидарен сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

«Все эти дыры и огрехи системы ОМС стали особенно сильно выпирать во время пандемии. Стали очевидны более широкому кругу общественности. Широкие массы медиков просто ненавидят страховщиков из-за того, что они, имея контрольные функции, устраивают проверки, выявляя формальные нарушения, штрафуют медучреждения, а те, в свою очередь, депремируют своих сотрудников», — рассказал Коновал.

Кроме того, в условиях жесткой нехватки кадров медучреждения вынуждены тратить время на заполнение большого объема документации для страховщиков, заключил собеседник. Медики сходятся во мнении, что из-за страхового посредничества система здравоохранения деградирует.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, напротив, выразил обеспокоенность инициативой ликвидации функций страховых медицинских организаций, связанных с защитой прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями.

«Мы считаем, что это идет в разрез со всеми шагами, которые осуществляло правительство и Минздрав России по формированию системы защиты прав пациентов, — заявил он.

— Осуществление Федеральным Фондом ОМС функций защиты прав пациентов будет затруднено из-за конфликта интересов, поскольку Фонд зависим от Минздрава, которому, в свою очередь, принадлежат те самые федеральные лечебные центры, качество медицинской помощи в которых необходимо будет контролировать ФОМС».

Существующая модель предполагает ответственность страховщика за качество оказанной пациенту медицинской помощи, а у пациента есть право выбора лечебного учреждения, напомнил Жулев. Предстоящая реформа может повлиять на развитие независимой экспертизы качества медицинской помощи, подытожил он.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/13/13318267.shtml

Контрреформа здравоохранения: что может измениться в системе ОМС

Закон об осмс

В российском здравоохранении готовятся революционные изменения, следует из законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который есть в распоряжении «Известий».

Источники сообщают, что проект подготовлен в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

Предлагаемые новации существенно меняют конфигурацию ОМС в сторону сметно-распределительной системы, что идет вразрез с развивавшейся в стране страховой моделью.

Одним из ключевых пунктов реформы предполагается выделение в отдельную категорию федеральных медицинских организаций. Для них предусматривается прямое финансирование Фондом ОМС, минуя страховые медицинские организации. Таким образом, в ведении страховых компаний остаются лишь региональные медучреждения.

Это будет означать не только изменение формата финансирования, но и фактический вывод больниц федерального подчинения из-под независимого контроля страховых медицинских организаций. Что, в свою очередь, ограничит возможности получения медицинской помощи в медучреждениях по выбору застрахованного.

Как считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, данные нововведения нарушают права обращающихся за медицинской помощью

— Плохо, если этот законопроект действительно внесут в Госдуму, не посоветовавшись ни с кем. Подобные инициативы надо рассматривать в диалоге с экспертным сообществом, включая, конечно, и пациентские организации.

Страховая модель предполагает ответственность страховщика за качество медицинской помощи, которую получает застрахованный, а равенство медучреждений гарантировано правом свободного выбора для пациента медицинской организации.

Любые изменения в вышеуказанных принципах могут привести к нарушению прав российских пациентов.

По его мнению, выведение федеральных медучреждений в отдельную группу, которую не смогут проверять страховые медицинские организации, может обесценить труд последних лет по развитию независимой экспертизы и созданию сети страховых представителей.

— Фактически они превратятся в отношении федеральных медучреждений в большой call-центр или справочную без возможности повлиять на ситуацию в случае нарушения прав пациентов.

Что касается страховых организаций, то их также ожидает двукратное снижение финансирования: норматив расходов на ведение дел снижается от 0,5% до 1% от объема поступающих целевых средств ОМС (сейчас норматив от 1% до 2%, но по факту не превышает 1% в целом по РФ). Помимо этого, страховщикам вводятся дополнительные штрафы, притом что их возможности по контролю за качеством медицинской помощи и эффективностью расходования финансовых средств медицинскими учреждениями значительно урезаются.

Директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин отметил важность страховщиков как независимых структур в системе здравоохранения.

— Страховые медицинские организации — это единственное независимое звено в системе здравоохранения, которое находится на одной стороне с пациентом и призвано защищать его права. Потому что у страховой медицинской организации есть финансовая заинтересованность в том, чтобы пациенту была оказана качественная медицинская помощь.

По словам эксперта, очередное снижение нормативов расходов на ведение дела фактически ведет к устранению этого независимого звена.

— Если обратиться к опыту зарубежных стран, в которых действует схожая модель обязательного медицинского страхования, например Нидерландов, то везде роль страховых организаций достаточно высока, выше, чем в России. Например, они могут влиять на объем медицинских услуг, который заказывается у того или иного лечебного учреждения.

Чем выше удовлетворенность застрахованного, тем больше пациентов будет направлено в эту больницу. Таким образом страховые медицинские организации стимулируют лечебные учреждения повышать качество оказываемых услуг. В России они, к сожалению, лишены возможности влиять на финансирование.

Мы же идем не тем путем, которым, как мне кажется, следовало бы идти.

Из текста законопроекта напрямую следует, что «Федеральный фонд [ОМС] осуществляет отдельные полномочия страховщика», в том числе предъявляет требования медицинской организации в интересах застрахованного, осуществляет контроль объемов, срока и качества медицинской помощи, ведет собственный федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи и так далее. Фактически ФОМС присваивает себе функцию, которую, согласно логике развития страховых принципов, государство стремилось вывести в сферу контроля независимых игроков — страховых организаций. Всё это напрямую противоречит конфигурации системы ОМС, которую государство выстраивало десятилетиями, и возвращает элементы сметно-распределительной системы.

По мнению депутата Госдумы Дениса Парфенова, новый законопроект снижает возможности независимого контроля здравоохранения.

— Мы видим очередной этап так называемой оптимизации медицины, — считает он. — Фонд медицинского страхования распоряжается огромными средствами, а подобные нововведения могут сделать его работу еще менее прозрачной. По сути, чиновники хотят в ручном режиме управлять медициной, устанавливая правила и контролируя сами себя.

Что станет с теми средствами, которые будут переданы в распоряжение федеральных медицинских организаций? Потратят ли они эти деньги на больницы или на строительство роскошных офисов, чем, например, грешил в свое время Пенсионный фонд? Вопрос, я полагаю, риторический.

Напомним, что президент России Владимир Путин неоднократно выступал против отхода от страховых принципов организации здравоохранения. «Если мы сейчас начнем ликвидировать страховые формы медицины, мы вообще перейдем к полному хаосу в этой сфере», — заявлял глава государства на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании в апреле 2018 года.

Это не первая попытка пересмотреть сложившуюся в Россию страховую модель здравоохранения за последние годы.

СМИ уже писали о том, что ФОМС планирует внедрить новую государственную информационную систему (ГИС) ОМС, которая предполагает полностью электронный документооборот между Минздравом РФ, территориальными фондами, страховыми медорганизациями и клиниками.

Напрямую основы системы она не затрагивает, но очевидно, что часть функций страховщиков предполагается заменить цифровыми сервисами. Нынешнюю же контрреформу можно назвать самой радикальной.

В ФОМС не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».

Источник: https://iz.ru/1066526/galina-volynetc/kontrreforma-zdravookhraneniia-chto-mozhet-izmenitsia-v-sisteme-oms

Шум в системе ОМС

Закон об осмс

Ситуация вокруг идеи Минздрава выделить в системе ОМС федеральный сегмент, в котором роль страховой компании должен выполнять Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФФОМС), усложняется. Крупные страховщики обратились с письмом к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением остановить это и другие изменения в ОМС.

Представители ЦБ и Минфина, ранее согласовывавших бюджетный пакет, в Госдуме их поддержали. Реакция страхового лобби на умеренные изменения в системе вряд ли оправдывается ценой вопроса, составляющей миллиарды рублей в год на рынке с оборотом в 2 трлн.

Заявления об «отходе от страховых принципов» ОМС скорее демонстрируют настороженность отрасли в отношении возможных будущих планов Минздрава.

Проект поправок к закону об ОМС, внесенный правительством в Госдуму 30 сентября вместе с проектом бюджета ОМС в составе полного бюджетного пакета, не сохранил статус «технического». Вчера бюджетный комитета Госдумы как соисполнитель проекта поддержал его.

Тем не менее документ вчера обсуждался на заседании экспертного совета Госдумы по страхованию, где представители ЦБ и Минфина (напомним, бюджетный пакет визируется ведомствами) поддержали резкую критику страховым сообществом его положений (см. “Ъ” от 8 октября).

Тем временем, как стало известно “Ъ”, о своем несогласии с таким проведением реформы заявили главы пяти крупнейших страховщиков ОМС (СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», МАКС) — они обратились с письмом на имя главы правительства Михаила Мишустина (текст письма есть у “Ъ”) с выражением «крайней обеспокоенности ситуацией», называя его настоящим «реформированием» системы ОМС.

Напомним, как уже писал “Ъ”, предложения правительства (законопроект перед передачей в Госдуму утверждался именно им) состоят из двух принципиальных изменений.

Первое — выделение в системе ОМС отдельного, федерального звена, из которого исключаются страховые медицинские организации (СМО, то есть медстраховщики),— федеральные клиники будут составлять свой «этаж», роль страховщика в котором, как предполагается, будет выполнять ФФОМС самостоятельно.

Вторая системная поправка — уменьшение лимитов нормативного размера средств, предоставляемого территориальным фондом ОМС, с нынешних 1–2% вдвое, до 0,5–1%.

В результате реализации первого блока страховщики лишатся, исходя из пояснительной записки к проекту, доступа к порядка 5% средств фонда ОМС в год (более 100 млрд руб. оборота в год).

Оценить объективно второй блок сложнее, поскольку конкретные лимиты устанавливают регионы (и сейчас обычно это около 1%), по мнению страховщиков, речь идет о потере ими около 6,8 млрд руб. в год или же сокращении их расходов на ведение дел в системе ОМС вдвое.

Позиции представителей ЦБ и Минфина на профильном совете в Госдуме были аналогичны позиции страховщиков.

По словам замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерины Абашеевой, «все положения законопроекта в значительной степени направлены на отход от страховых принципов, которые в течение нескольких лет последовательно внедряются на рынке ОМС».

Финансово-экономическое обоснование снижения нормативов по расходам на ведение дел (РВБ) проект не содержит. Банк России также обеспокоен проблемой «непрерывности» сопровождения пациентов на каждом этапе получения медицинской помощи.

«Существующая двухзвенная система уходит, остается только одно звено в виде ФФОМСа»,— заявила госпожа Абашеева. Кроме того, ЦБ считает, что не получил нужного времени на анализ документа. По словам же замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александра Ицелева, законопроект не анализировался по возможным последствиям. Мнение кураторов рынка в ЦБ и Минфине по вопросу поправок схоже с позицией страховщиков.

В свою очередь, письмо пяти страховщиков в Белый дом под эгидой Всероссийского союза страховщиков (ВСС) генерализует все претензии к Минздраву и правительству. По их мнению, снижение лимитов тарифа на РВД и выделение федерального «этажа» в ОМС без их участия «кардинально меняют принципы функционирования ОМС». Аргументы страховщиков и ВСС уже близки к политическим.

Так, президент ВСС Игорь Юргенс напомнил о том, что СМО являются существенной частью реализации нацпроекта «Здравоохранение», предложения Минздрава — угроза ему. «В нацпроекте… страховщики являются легитимными и существенной частью его реализации. Под этот нацпроект у нас создано 14 тыс.

страховых представителей, которым поручены диспансеризация, сопровождение онкобольных и все мероприятия по популяризации здорового образа жизни. Законопроект ставит под вопрос не только присутствие страховщиков в нацпроекте, но и само его выполнение»,— считает господин Юргенс.

Один из аргументов страховщиков в письме — страховые компании ежегодно возвращают в систему ОМС около 12 млрд руб. по результатам медицинской экспертизы, снижение рентабельности СМО «в ряде случаев» приведет к их уходу с рынка.

Страховщики сулят Белому дому «острую социальную напряженность в условиях пандемии».

В Минздраве комментировать дискуссию в Госдуме отказались, указав, что уже изложили позицию на прошлой неделе. Напомним позицию ведомства.

Изменения в ОМС «реформой» там не считают, оценки страховщиков по потере доходов от РВД считают завышенными, особенно с учетом будущего роста оборотов рынка ОМС, к тому же цифровизация здравоохранения их затраты значимо снизила.

Целью же выделения федерального уровня ОМС Минздрав считает повышение его доступности для населения — в системе будут квоты по федеральным центрам.

Отметим, в каком-то смысле они и сейчас являются аналогом высокотехнологичной медпомощи, существующей вне общей системы ОМС, идея Минздрава в том, что на этом «этаже» оплачиваемые возможности страховщиков, важные для ОМС в регионах, не нужны.

По данным источников “Ъ” в отрасли, предложенный Минздравом пакет изменений в систему ОМС не является финальным — в перспективе ведомство также планирует ужесточить условия входа в систему частным организациям, изменив для них уведомительный порядок на заявительный и введя дополнительные требования к мощностям.

Как пояснил “Ъ” глава Независимой ассоциации негосударственных медицинских организаций Илья Шилькрот, бизнес-сообщество озабочено перспективой появления такого законопроекта и направило вице-премьеру Татьяне Голиковой свои предложения по реформированию порядка выбора пациентом медицинской организации для лечения (есть у “Ъ”).

Впрочем, ассоциация предлагает не отказ от изменений, а более масштабные изменения:

«Необходима модернизация этой процедуры целиком, а не перекраивание ее отдельных частей, как сейчас происходит с выделением квот федеральным медицинским центрам».

Хотя очевидно, что планируемые Минздравом изменения роли страховщиков так или иначе обусловлены желанием централизовать систему ОМС в преддверии модернизации первичного звена, есть вероятность, что свою роль в появлении этой инициативы сыграла и практика борьбы с эпидемией коронавируса: с ее началом Минздрав существенно сократил функции страховщиков, в частности, отменив проверки больниц и клиник, стремясь сократить нагрузку на медицинские организации в период форс-мажора. Возможно, именно этот опыт подсказал ведомству конкретные пути сокращения контроля с их стороны и в «мирное» время. В любом случае сверхреакция страховщиков на инициативы ОМС, вероятно, в большей мере отражает не масштабы потерь, а опасения дальнейших шагов Минздрава и профильного вице-премьера Татьяны Голиковой — более крупного изъятия в пользу ФФОМС части полномочий СМО. У изменений статус-кво в системе ОМС (страховой во многом номинально) будут выигравшие и проигравшие. Нынешние же игроки действуют на опережение, тем более что правительство, по их мнению, само подает пример, отказавшись обсуждать текущую «реформу» заблаговременно.

Дмитрий Бутрин, Татьяна Гришина, Анастасия Мануйлова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4529622

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.