Закон о бесплатных лекарствах инвалидам

Льготные лекарства и как их получить

Закон о бесплатных лекарствах инвалидам

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году.

На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

Какие лекарства считаются льготными?

Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств — «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». Вот он на 2020 год. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.

Кто имеет право на льготные лекарства?

Льготными категориями считаются:

  • Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

Полный перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, содержится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.

Льготы есть только на лекарства или на что‑то еще?

Льготы касаются не только лекарств. Например, для детей с редкими заболеваниями помимо лекарств доступны продукты лечебного питания.

Как человек может получить эти льготы?

Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.

Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них.

Как сейчас сфера льготного обеспечения лекарствами регулируется законодательно?

Обеспечение россиян лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:

  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федбюджета, определен Федеральным законом №178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России № 328.

Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.

С 2021 года все льготники независимо от уровня льготы будут получать льготные лекарства в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Над чем ГД работает сейчас в этом направлении, какие планы по совершенствованию льготного лекарственного обеспечения?

«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов. Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

Также продолжится работа над проектом ФЗ, направленного на совершенствование правового регулирования оборота лекарственных средств и создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан России лекарственными препаратами.

Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.

Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49278/

Лекарственное обеспечение

Закон о бесплатных лекарствах инвалидам

Льготное лекарственное обеспечение

Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено льготное/бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами. Финансирование льготного лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств федерального или регионального бюджетов, а не за личные средства льготной категории граждан.

I. Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Закона о государственной социальной помощи

Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи) предусмотрен определенный набор социальных услуг для льготных категорий граждан.

При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, имеющих отношение к первой из перечисленных выше услуг – к бесплатному получению гражданами лекарственных средств.

Категории лиц

 Согласно статье 6.1 Закона о государственной социальной помощи бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Федеральный регистр

 Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.

Согласно статье 6.

3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина.

На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.

Порядок обеспечения бесплатными лекарствами

 Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.

Выписывание рецептов на лекарственные средства осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Перечень льготных лекарств

Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», который применяется с 01 января 2020 года.

Период предоставления социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг (в том числе в виде бесплатного лекарственного обеспечения) является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел (не с 1 января) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил (например, не прошел очередное переосвидетельствование, необходимое для признания лица инвалидом) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Добровольный отказ от социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) также подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Финансирование расходов

Средства на обеспечение лекарственными препаратами в рамках оказания государственной социальной помощи, предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых бюджетами субъектов РФ.

II. Обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Формирование перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено Федеральным законом от 12.04.

2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии со статьей 4 которого перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

Не подлежат оплате за счет личных средств граждан

 При оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. 

Финансирование расходов

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, финансируется за счет средств федерального бюджета.

III. Отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или с 50%-ной скидкой (региональные сегменты Федерального регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой)

Льготное Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.

1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Данным постановлением определён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Источник: http://gp46.mos.ru/spravochnaya-informatsiya/lekarstvennoe-obespechenie/

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ

Закон о бесплатных лекарствах инвалидам

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 19, ст. 2326; N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 8) следующие изменения:

1) в статье 62:

а) пункт 1 части 1 после слов “для медицинского применения” дополнить словами “в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”,”;

б) в части 2 слова “перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,” исключить;

2) статью 64 дополнить частью 31 следующего содержания:

“31.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 441 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.”;

3) часть 2 статьи 610 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 441 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст.

3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст.

2035) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 4 слово “ежегодно” исключить;

2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово “сформирован” заменить словами “формируется и не реже одного раза в год пересматривается”;

3) часть 71 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: “Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года.

В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.”.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст.

3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст.

2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

1) в статье 38:

а) часть 4 дополнить словами “, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза”;

б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: “На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.”;

2) дополнить статьей 441 следующего содержания:

“Статья 441. Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

1.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье – Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

8) сведения о гражданстве;

9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);

10) дата включения в Федеральный регистр граждан;

11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;

12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;

14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:

1) федеральных регистров, предусмотренных частью 21 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 64 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;

2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами “, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”;

4) в части 4 статьи 911 слова “частями 4, 8 статьи 44” заменить словами “частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 441”.

Статья 4

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

4. Действие положений части 71 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2020/07/16/fz-lekarstva-dok.html

3.1.2. Бесплатное предоставление лекарственных средств

Закон о бесплатных лекарствах инвалидам

Законодательство

Обеспечение инвалидов необходимыми лекар. ставенными средствами в соответствии со стандар. тами медицинской помощи по рецептам врача (фельд. шера) входит в систему социальных гарантий. Указанные гарантии установлены Федеральных законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

После проведенной в 2005 г. реформы по монетизации льгот часть инвалидов имеет право получать бесплатные лекарства, а другая часть — получать денежные средства для самостоятельного приобретения лекарств. После проведенной реформы в стране наблюдались серьезные проблемы, связанные с недофинансированием или недопоставками в аптечные учреждения необходимых лекарственных средств.

Все граждане, в том числе и инвалиды, имеющие право на бесплатное получение лекарств, вносятся в Федеральный регистр.

Такие лица имеют право получать бесплатные лекарственные средства в соответствии с назначением лечащего врача и Перечнем лекарственных средств (Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвер#' ден приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 (далее — Перечень лекарственных средств)). Инвалид, имеющий право на получение социальных услуг, в том числе на получение бесплатных лекарств, вправе обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства о замене лекарственного обеспечения денежной выплатой. Установлен срок подачи такого заявления: подать заявление можно до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. В ст. 6.5. Федерального закона «О государственной социальной помощи» установлено, что вместо обеспечения лекарственными средствами и медицинской помощью может быть выдана компенсация. На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе: – на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 543 рубля; – на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 84 рубля; – на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 78 рублей. Порядок обеспечения инвалидов лекарственными сРедствами не отличается от порядка обеспечения леКарственными средствами иных категорий граждан, указанных в ст. 6.1. Федерального закона «О государ, ственной социальной помощи», например, участниц Великой Отечественной войны или ветеранов боевьц; действий. Инвалиды имеют право на бесплатное получение; 1) лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств; 2) изделий медицинского назначения, включенных в Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. № 1; 3) противотуберкулезных препаратов. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» инвалиды 1-й группы в неработающие инвалиды 2-й группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей, а также не бесплатное приобретение средств медицинской реабилитации и перевязочных материалов (по медицинским показаниям). Работающие инвалиды 2-й группы, инвалиды 3-й группы, признанные в установленной! порядке безработными, имеют право на приобретен! лекарственных средств по рецептам врачей с 50% скйД' кой. Инвалиды 3-й группы, признанные в установщиком порядке безработными, кроме лекарственных 'средств имеют право на приобретение с 50% скидкой определенных изделий медицинского назначения, перевязочных средств по медицинским показаниям. Органы исполнительной власти субъектов РФ долясны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. На уровне субъектов РФ также утверждаются перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Например, в Московской области приказом Минздрава Московской области от 31 декабря 2008 г. № 1038 с 1 января 2009 г. утверждены Перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесенных к ответственности РФ и Московской области. В некоторых регионах России обеспечение лекарствами решается путем создания «социальных аптек», которые имеют льготы по налогообложению. Цены на лекарства в таких аптеках намного ниже. Например, в городе Ярославле Уже есть целая сеть таких аптек. К сожалению, реальность такова, что не во всех Регионах списки бесплатных лекарств включают в себя Все жизненно необходимые инвалидам лекарства. Пример из судебной практики. В суд Марксовсго района направлен иск в интересах четырехЛепгнего Егора Яковлева, страдающего тяжелым геНегпическими заболеванием мукополисахаридоз. Как полагает прокуратура, врачи муниципальной больницы и представители областного Минздрава нарушили конституционное право ребенка на жизнь, отказавшись выписывать Егору бесплатные лекарства. Районная прокуратура посчитала, что в данном случае «существенно нарушены конституционные права ребенка-инвалида на жизнь и социальное обеспечение в случае болезни». «Российское законодательство напрямую не предусматривает, что граждане именно с таким заболеванием должны обеспечиваться именно таким препаратом бесплатно. Но в Саратовской области существует свой перечень заболеваний, по которым положены льготные медикаменты за счет регионального бюджета. Мукополисахаридоз в нем не указан, но ведь этот перечень составляют люди, можно же внести туда дополнения, федеральное законодательство это позволяет». Дело по иску прокурора находится на стадии рассмотрения. В городе Санкт-Петербурге есть так называемые региональные льготники, которым, в отличие от федеральных, лекарства выделяют по списку заболеваний. Например, если человек болеет рассеянным склерозом, то вне зависимости от наличия инвалидности он имеет право получать необходимые лекарства бесплатно. В Санкт-Петербурге отсутствует строго обозначенный список лекарств, которые выпишут больному петербуржцу бесплатно, но он получит лекарство, которое ему необходимо, по рецепту. «Региональный» рецепт действителен в течение одного месяца. Инвалидам необходимо учитывать следующий момент: каждый человек может быть или региональным, или федеральным льготником. Если инвалид отказался от социального пакета (т. е. выбрал «денежную» замену бесплатного лекарственного обеспечения), то бесплатно получать никаких лекарств он не будет ни как федеральный, ни как региональный льготник. С перечнем лекарственных средств, которые инвалид может получить бесплатно, его обязан ознакомить лечащий врач. Перечень лекарственных средств, предоставляемых бесплатно, опубликован в печати и является общедоступным. Лекарственные средства выдаются в аптечных учреждениях на основании рецептов. Для получения бесплатного лекарства инвалиду необходимо обратиться к своему лечащему врачу, который выпишет рецепт и назовет аптеку или аптечный пункт, в котором будут выданы лекарства в соответствии с рецептом. Например, больные диабетом, являющиеся инвалидами, имеют право на получение бесплатных лекарственных средств и шприцов. Правом выписки рецепта обладают врачи (фельдшеры) поликлиник, включенных в систему обязательного медицинского страхования: терапевты, невропатологи и др. Список врачей (фамилий конкретных специалистов), которые имеют право на выписку рецептов, определяется в установленном порядке органом управления здравоохранения субъекта РФ и имеется в медучреждении. Он должен быть предоставлен по требованию любого пациента, прикрепленного к данному медучреждению. Рецепты выписываются на лекарственные средства по медицинским показаниям, исходя из диагноза заболевания пациента и Утвержденного Перечня бесплатных лекарственных сРедств. В случае, если лекарство, необходимое инвалиду1 не входит в Перечень, но оно жизненно необходимо ббльному, то врач согласовывает решение выписать рецепт с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Принятое решение утверждается главным врачом такого учреждения. В рецепте указываются количество и дозы приема лекарственного средства исходя из диагноза заболевания и состояния больного. Полученный рецепт инвалид предъявляет в аптечное учреждение. Если самому инвалиду лично идти в аптечное учреждение затруднительно, то за него получить лекарства вправе любое другое лицо, которому достаточно лишь предъявить рецепт. Информация о сроке действия рецепта содержится на его бланке. Если при обращении в аптеку необходимое лекарственное средство временно отсутствует (по причине высокого спроса, недопоставки дистрибьютором фармацевтических средств и т. п.), то фармацевт должен учесть предъявленный рецепт в специальном журнале. Если предоставить лекарственное средство невозможно, то аптека может просто дать рекомендацию по дальнейшим действиям. К сожалению, возврат денежных средств, израсходованных инвалидом, не дождавшимся жизненно необходимого лекарства и приобретшим его самостоятельно за свои деньги, законом не предусмотрен. Именно поэтому многие недовольны системой бесплатного лекарственного обеспечения. Однако, несмотря на несовершенство законодательства, судебная практика идет по иному пути. Судьи зачастую удовлетворяют иски о возмещении расходов, потраченных инвалидами на приобретение лекарств, которые они не смогл” получить бесплатно на основании имеющегося у них рецепта. Пример из судебной практики. М. обратилась в аптеку, принадлежащую ООО «Аптеки “Будь здоров”» за льготным лекарством по рецепту врача для своего ребенка, однако в течение месяца ей отказывали в выдаче лекарства. Отказы работники аптеки мотивировали тем, что необходимое лекарство к ним не поступало от ООО «Биотек» (Москва), уполномоченной фармацевтической организации. Поскольку лекарство сыну Марины требовалось принимать постоянно в связи с тяжелой формой бронхиальной астмы, она была вынуждена приобрести лекарство за свой счет, что составило более двух тысяч рублей. В ходе судебных заседаний выяснилось, что ООО «Аптеки “Будь здоров”» своевременно не направило в ООО «Биотек» заявку на поставку препарата, не обеспечило необходимый 15-дневный запас лекарственных средств и др. Судья удовлетворил предъявленный иск. Пермский областной суд оставил кассационную жалобу ООО «Аптеки “Будь здоров”» без удовлетворения, и решение вступило в силу. В данном случае ответственность организации-дистрибьютора за просрочку выполнения своих обязательств выразилась в возмещении стоимости расходов на приобретение лекарства. По закону невозможно привлечь к иным видам ответственности ни аптечную Рганизацию, ни посредника-дистрибьютора. Если нужного лекарства не будет, то, скорее всего инвалиду предложат получить лекарственное средСТво с аналогичным или похожим фармакологическим действием. Как правило, лекарства, предлагаемые в аптеках вместо требуемых, являются более дешевыми и менее эффективными. Единственное, что можно сделать в случае отказа аптечного учреждения в установленный срок выдать нужное лекарство, это обратиться в региональное Министерство здравоохранения или фонд обязательного медицинского страхования, в обязанности которого входит защита прав граждан, сообщить лечащему врачу.

Инвалиду, который находится на стационарном лечении в медучреждений, лекарственное обеспечение предоставляется в рамках Программы государственных гарантий в соответствии с его диагнозом, поэтому дополнительного получения лекарств на основании рецептов не требуется.

© 2001-2020 aupam.ru
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/shashkova_2013_inva/page_09.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.