Какими качествами обладает медсестра

Лекция № 12 по дисциплине ОП.09.Психология на тему:

Какими качествами обладает медсестра

ГАУО СПО РК «Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (теоретическое) № 12

Тема занятия: Личностные качества медицинской сестры и ее основные функции. Психология пациента

Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс 2

Дисциплина ОП.09. Психология

Цели занятия

Образовательные:изучить, какие св-ва личности необходимы медсестре для качественного выполнения своих обязанностей, основные ф-ции медсестры, особенности психологии пациента.

Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы

Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского работника.

Междисциплинарные связи Сестринское дело, философия, анатомия и физиология человека

Внутридисциплинарные связи Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения

Место проведения Лекционная аудитория

Тип занятия лекционное

Количество часов 2

Обеспечение занятия (средства обучения)Мел, доска, учебник, методразработка

Литература О.И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Студент должен уметь:

– основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;

– задачи и методы психологии;

– основы психосоматики;

– особенности психических процессов у здорового и больного человека;

– психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

– особенности делового общения.

Студент должен уметь:

– эффективно работать в команде;

– проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

– осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

– регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

– общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

– использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

– использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Цели занятия (мотивация) – 3 мин.

  3. Введение нового материала – 70 мин.

  4. Закрепление материала – 10 мин.

  5. Задание на дом – 2 мин.

  6. Подведение итогов – 3 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов).

  2. Цели (мотивация) занятия (объявить!). Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимания полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения в повседневной жизни (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

а) введение;

б) основная часть;

в) заключение.

  1. Закрепление материала (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  1. Домашнее задание (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2).

Преподаватель: Поникарчук Оксана Сергеевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Личностные качества медицинской сестры и ее основные функции. Психология пациента».

Цель: изучить, какие св-ва личности необходимы медсестре для качественного выполнения своих обязанностей, основные ф-ции медсестры, особенности психологии пациента.

Вопросы на эту лекцию:

1. Черты личности медсестры.

2. Функции медсестры.

3. Психологический контакт медсестры с пациентом.

4. Профессиональные деформации медсестры.

5. Психология пациента.

6. Внутренняя картина болезни.

Черты личности медсестры:

1. Моральные (сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, честность, вежливость, внимательность, нежность, ласковость, оптимизм, мужество, решительность, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства, ответственность, забота, умения, сотрудничество.

2. Эстетические (аккуратность, опрятность, тяготение к праздничности, непримиримость к серости).

3. Интеллектуальные (эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений).

Принципы деятельности медсестры:

– уважать пациента;

– не делать вреда;

– делать добро;

– не наносить вреда себе;

– держать слово;

– быть верной долгу.

Ф-ции медсестры (определяются Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу:

1. Осуществление сестринского ухода (стр.165, подробнее читать).

2. Обучение пациента и сестринского персонала.

3. Исполнение сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента.

4. Развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности.

Психологический контакт с пациентом медсестры (стр.166-168, читать)

Профессиональные деформации медицинской сестры:

– равнодушие;

– холодность;

– грубость;

– раздражительность;

– халатность;

– подавленность от бессилия.

Типы медсестер (по И.Харди)

1. Сестра-рутинер.

2. Сестра, «играющая заученную роль».

3.Тип «нервной сестры».

4. Тип сестры с мужеподобной сильной личностью.

5. Сестра материнского типа.

6. Тип специалиста.

Психология пациента.

Личность (характер, темперамент, способности и потребности, интересы и убеждения, волевые особенности).

ВКБ. ВКЗ.

Структура ВКБ, уровни (чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, отношение к болезни).

Отношение к болезни – адекватное и неадекватное.

Неадекватное (отрицательное, пренебрежительное, погружение – уход в болезнь, предболезнь, ипохондрическое, утилитарное).

Допинфа! Психологический аспект болезни. «Зачем тебе болеть?». Болезнь – это разговор тела с разумом.

Д/з:

1. Читать стр.161-179 учебника.

2. Ответить на вопросы стр.170 (1-6), стр.179 (1-6).

3. Ведение психологического словаря (ВКБ, СХУ, профессиональная деформация).

4. Подготовить сообщение «Выдающиеся медицинские сестры как образец личностных качеств медсестры».

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ф.И.О. студента. Номер группы. Дата .…………………………………………………………………………

Тема: «Личностные качества медицинской сестры и ее основные функции. Психология пациента»

Практическое занятие №5(10) Тема: «Изучение личностных качеств медицинской сестры и психологических особенностей пациента»

Цель: закрепить знания по теоретическому материалу, закрепить знания, отработать умения и навыки по составлению алгоритмов путей преодоления формирования профессиональной деформации.

Критерии:

1. Наличие учебника.

2. Наличие полного конспекта.

3. Ведение психологического словаря (ВКБ, СХУ, профессиональная деформация).

4. Проведена самостоятельная работа:

А) Составлен список-характеристика (в реферативной форме) выдающихся медицинских сестер, являющихся образцом личностных качеств медсестры.

Б) Подготовлены ответы на вопросы стр.170 (1-6), стр.179 (1-6).

5. Усвоены теоретические знания по следующим вопросам:

Черты личности медсестры. Функции медсестры. Психологический контакт медсестры с пациентом. Профессиональные деформации медсестры. «Виды» медсестер. Психология пациента. ВКБ. Отношение пациента к болезни.

Упражнения-задания

Упр.№1 Тестирование (стр.424-427). Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради

Упр.№2 «Психология пациента. Психология медсестры. Взаимоотношения медсестры и пациента». Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради.

Упр.№3 Составление алгоритмов путей преодоления формирования профессиональной деформации. Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради.

Итог по практической работе: ………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Оценивание…………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Источник: https://infourok.ru/lekciya-po-discipline-oppsihologiya-na-temu-lichnostnie-kachestva-medicinskoy-sestri-i-ee-osnovnie-funkcii-psihologiya-pacienta-3339927.html

Характеристика на медсестру

Какими качествами обладает медсестра

Обновлено 06.08.2019

2019-08-06T21:17:40+03:00

Характеристика с места работы медицинской сестры обязательно составляется при прохождении аттестации, при переводе на другую работу или самостоятельном трудоустройстве в другую организацию, для награждения за особые заслуги, специальных поощрений, при повышении в должности и пр. Специфических норм оформления не существует. Точно так же, как характеристика на медицинскую сестру, в принципе, пишется и любая другая характеристика. Приведём краткий пример.

При составлении характеристики с места работы на любые цели и описании критериев, которые в той или иной степени характеризуют персональные качества работника. Чтобы выданная характеристика адекватно заменяла собой профессиональный портрет медика, принимают во внимание:

  • профильное профессиональное образование;
  • получение сотрудником дополнительной квалификации (образования);
  • практический опыт работы, включая период по соответствующему профилю деятельности;
  • корректность и честность в отношениях;
  • инициативность, энергичность, показатели работоспособности.

Описывая критерии, относящиеся к профессиональным достоинствам, необходимо учитывать:

  • главные навыки правильно воспринимать и управлять порученным участком работы;
  • умение грамотно планировать работу среднего медработника, которую предстоит выполнять;
  • способности эффективно контролировать порученную работу;
  • навыки принятия мотивированных и грамотных решений по управлению;
  • навыки воспринимать и работать с получаемой информацией делового характера;
  • оптимальное распоряжение финансовыми, материальными и людскими ресурсами медицинской службы;
  • рациональное управление подчиненными работниками;
  • умение плодотворно сотрудничать со сторонними организациями и деловыми партнерами;
  • навыки грамотной координации деятельности различных отделов (к примеру, при внедрении широкомасштабного проекта);
  • навыки использования информационно-коммуникационных и других современных технологий в повседневной деятельности;
  • умение работать с документацией;
  • эффективность общения внутри коллектива и с внешними партнерами, умение находить психологический контакт с пациентами;
  • степень правовой грамотности (в рамках порученного участка работы);
  • понимание и навыки управления в кризисных ситуациях;
  • владение иностранными языками (нужно указать какими);
  • знание основ корпоративного управления, этики в коллективе;
  • знакомство с передовым опытом в подведомственной сфере;
  • навыки быстро адаптироваться к изменившейся обстановке, поиска и применения качественно новых подходов для решения появляющихся вопросов;
  • способности учиться и в сжатые сроки осваивать новые технические средства, которые идут в медучреждение, и технологии, способствующие оптимизации труда и повышению качества результатов работы;
  • адекватная реакция на критику, самокритичность и способность объективно себя оценивать;
  • выполнение распоряжений в установленные сроки;
  • ответственность за полученные результаты, возможность руководству положиться на медработника;
  • степень интенсивности трудовой деятельности (может ли работник выполнить увеличивающуюся трудовую нагрузку в сжатые сроки), трудоспособность;
  • качество осуществляемой деятельности;
  • этичность в общении, выбранный стиль коммуникации в коллективе.

В последние годы вместо понятия «характеристика» в основном используют «рекомендательное письмо». В большинстве случаев, оно нужно человеку для того, чтобы поступить на престижную работу либо занять высокую должность.

Но запрашивать у руководства характеристику – это одно, а выдавать ее – совсем другое дело. Ведь если написать негативный портрет работника, естественно подобная отрицательная характеристика сотрудника не позволит ему найти работу.

Поэтому сотрудники договариваются с работодателем и в большинстве случаев, даже будучи разгильдяями, получают хорошие рекомендации. Раньше требовали объективную характеристику. Но всегда человеческий фактор не позволял ее давать.

Сегодня в большинстве случаев при приеме на работу требуют письменную рекомендацию. Но многим знакома именно характеристика на медицинского работника.

В этой связи приведена ниже готовая характеристика, образец которой поможет сэкономить время для подготовки документа, отвечающего всем необходимым требованиям. В СССР именно характеристика была востребованным документом.

Пример

Пример

Фамилия, имя, отчество: Петровская Надежда Павловна

Дата рождения: 12.06.1972

Специальность по образованию: медицинская сестра детского отделения городской больницы

Источник: https://bukvaprava.ru/2019/08/06/harakteristika-na-medsestru/

города Севастополя

Какими качествами обладает медсестра

Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.

Профессиограмма

10.01.2017

1. Презентация профессии Медицинская сестра – одна из самых древних и уважаемых профессий. Испокон веков сердобольные женщины выхаживали тяжелобольных. Своим ежедневным уходом, посильной помощью и поддержкой, ободряющим словом они помогали больным поскорее выздороветь, порой буквально возвращая их «с того света» к полноценной жизни. Современная медицинская сестра (медбрат) – это квалифицированный специалист, который выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными. Профессия медицинской сестры имеет множество специальностей: участковая, патронажная, палатная, операционная, медсестра по массажу, диетическая медсестра и другие. Медсестры выполняют разные функции, в зависимости от специальности врача, с которым они работают и которому они непосредственно подчиняются. Участковая медсестра помогает врачу вести прием больных в поликлинике. Она измеряет у больного температуру, кровяное давление, выписывает назначенные врачом рецепты. Патронажная медсестра на своем участке совершает обход детей раннего возраста на дому, помогает молодым мамам ухаживать за грудными детьми. Операционная медсестра является ассистентом хирурга в операционной. Во время операции она точно и быстро подает врачу нужный инструмент, вкладывая его в руки хирурга. Палатная медсестра занимается больными, находящимися на стационарном лечении (в связи с обострением хронического заболевания либо из-за операции). Она раздает больным назначенные врачом лекарства, делает им необходимые уколы, берет анализы, вносит результаты медицинских исследований в историю болезни. Профессия медицинской сестры является массовой, стабильно востребованной. Преимущества профессии: полезные навыки в быту, при уходе за больными родными и близкими. Ограничения профессии: непереносимость вида крови; работа не для брезгливых; невысокий уровень заработной платы.

2. Тип и класс профессии

Профессия медицинской сестры / медбрата относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Медицинской сестре необходимо умение устанавливать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями, обладать эмоциональной устойчивостью. Дополнительный тип профессии: «Человек- Техника», поскольку она связана с применением в работе медицинских технических устройств и приборов и предполагает склонности к ручной и технической работе. Профессия медсестры относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

3. деятельности

Медицинская сестра (медбрат) – квалифицированный помощник врача на всех участках работы. Любая медицинская сестра выполняет указания врача. В случае угрозы для жизни больного, пострадавшего, если врача рядом не оказалось, она обязана самостоятельно оказать нуждающемуся первую медицинскую помощь. Любая медицинская сестра выполняет простые диагностические и лечебные процедуры: измеряет температуру, кровяное давление, при необходимости делает больным назначенные врачом уколы, накладывает повязки, наблюдает за состоянием и самочувствием больных. Вместе с тем, содержание деятельности различных медицинских сестер довольно сильно отличается и напрямую зависит от специфики отделения и специальности врача, вместе с которым они работают. Например, в хирургическом отделении медицинская сестра чаще всего обрабатывает раны, накладывает повязки, делает обезболивающие уколы, а в стоматологическом отделении медицинская сестра стерилизует рабочие инструменты для врача, готовит и передает врачу необходимые материалы, растворы. В физиотерапевтическом отделении медсестра проводит назначенных больным процедуры с использованием специальных медицинских приборов и оборудования.

4. Условия труда

Медицинская сестра (медбрат) работает обычно в помещении. У медсестры мобильный образ деятельности. Медсестра (медбрат) использует в своей работе специальные медицинские инструменты и приборы. Медсестра работает в медицинском коллективе, как минимум, в паре с врачом. Медицинская сестра (медбрат) выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи. Медицинская сестра (медбрат) выполняет назначенные другими процедуры, задачи согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам. Среди особых условий труда следует указать высокую ответственность за жизнь и здоровье больных.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии медицинской сестре необходимы базовые знания по биологии, анатомии, химии, физике.

Квалифицированная медсестра (медбрат) должна знать:

  • правила ухода за больными и тяжелобольными;
  • наименование и назначение лекарств;
  • основные понятия профессиональной этики;
  • основы медицинской и педагогической психологии;
  • правила использования медицинских инструментов и оборудования;
  • правила и способы дезинфекции;
  • правила выполнения процедур (инъекций, прививок, перевязок).

Квалифицированная медсестра (медбрат) должна уметь:

  • оказать пострадавшему первую медицинскую помощь;
  • оказать больному моральную поддержку;
  • качественно выполнять стандартные медицинские процедуры;
  • владеть специальными приемами, навыками в соответствии со специализацией;
  • правильно и эффективно пользоваться инструментами, приборами, в соответствии со своей специализацией.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве медицинской сестры (медбрата) необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к работе с медицинской техникой (например, в физиотерапии);
  • тактичность;
  • доброжелательность;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • выраженная склонность к ручному труду;
  • выраженная склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с объектами природы (а именно, с людьми);
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

 7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для медицинской сестры (медбрата):

  • инфекционные заболевания (туберкулез);
  • некорректируемые нарушения речи, зрения и слуха;
  • серьезные заболевания внутренних органов и сердечно-сосудистой системы;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • деформация пальцев рук;
  • аллергические заболевания;
  • нервно-психические расстройства.

8. Пути получения профессии Профессия медицинской сестры не требует получения высшего образования. Базовые знания по профессии медицинской сестры (медбрата) на базе 9 или 11 классов можно получить в профильных учреждениях среднего профессионального образования.В профессию медицинской сестры (медбрата) приходят молодые девушки и юноши с выраженным альтруизмом, милосердием и интересом к работе с людьми. Некоторые выбирают эту профессию после того, как в жизни им пришлось ухаживать за тяжелобольными близкими людьми. Другие становятся медсестрами для последующего поступления в медицинский вуз. Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии

Медицинские сестры (медбратья) работают в сфере здравоохранения:

  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах, диспансерах, здравпунктах, санаториях, медицинских центрах),
  • в научно-исследовательских институтах,
  • в образовательных учреждениях (школах, детских садах, ссузах и вузах),
  • в правоохранительных органах (детских приемниках-распределителях),
  • в социальных организациях (детских домах, приютах, колониях, домах престарелых и инвалидов),
  • на предприятиях,
  • в армии и в МЧС.

10. Перспективы карьерного роста Возможные пути развития медицинской сестры (медбрата).

Специализация и освоение смежных областей

Со временем, выполняя все более сложные и ответственные работы, можно посещать курсы повышения квалификации и осваивать новые специальности в рамках близких профессий. Например, зубной техник, акушерка, фармацевт. Также медсестра с богатым жизненным опытом и преподавательскими задатками со временем может стать учителем по практическим занятиям в учебном медицинском заведении.

Управленческое карьерное развитие

Данный карьерный путь предполагает, что медицинская сестра (медбрат) может со временем повысить свою квалификацию в медицинском вузе и совершить движение по линии административного роста: главная медсестра – врач. При выборе данного направления карьеры полезно развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как врач и менеджер.

11. Родственные профессии

Акушерка, зубной техник, преподаватель по предмету “сестринское дело” в медицинских вузах и училищах, фармацевт, фельдшер.

Источник: https://sevtrud.ru/Professiograms/detail/fba9b5e2-8f31-4c8e-a30a-aac7dd7e76e6

Статья «Методика изучения личностных профессионально-значимых качеств необходимых в работе медицинской сестры и методы их формирования»

Какими качествами обладает медсестра

Методика изучения личностных профессионально-значимых качеств необходимых в работе медицинской сестры и методы их формирования

Преподаватель: Нужина Марина Николаевна,

ГАПОУ РБ «Белорецкий медицинский колледж», г. Белорецк

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.

Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. [1]

К индивидуально-психологическим качествам относятся сенсорные, перцептивные, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека.

Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д.

Основные характеристики нервных процессов также накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в работе медицинской сестры.

Профессия медицинской сестры предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств и относится к типу «человек-человек». В любом из направлений сферы «человек – человек» специалист помимо сугубо профессиональных знаний и умений должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми.

В своей профессиональной деятельности медицинская сестра обладает ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствует и понимает других людей, стремится решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способна к сопереживанию и состраданию.[4]

Значимые личностные черты медицинской сестры, включают в себя 4 основных аспекта:

1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого;

2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;

3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;

4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.

Благодаря формированию и развитию специфических у медицинских сестер профессионально значимых качеств можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. Представляется возможным на основании вышеприведенных аспектов выделить следующие группы профессионально важных качеств медицинских сестер.

Морально-нравственные качества: трудолюбие, ответственность, сострадательность, эмпатия, терпение, альтруизм, доброжелательность, внимательность, решительность, отзывчивость, коммуникабельность.

Умственные качества и профессиональные способности: профессиональная эрудированность, последовательность, логичность, аналитический склад ума.

Эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость.

Таковы профессионально важные качества для медицинских сестер, зависящие от специфики профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность трудовой деятельности.

Медицинский работник в отношении своих коллег всегда должен быть ориентирован на сотрудничество. В то же время, при общении в медицинском коллективе, принципиальное значение имеет соблюдение служебной субординации.

И конечно, эффективное общение невозможно, если медицинский работник боится или стесняется проявлять инициативу в общении.

Робость, застенчивость, неуверенность – могут стать причиной профессиональной непригодности в дельнейшем.[1]

Однако медицинский работник должен быть не просто общительным, его навыки общения должны быть ориентированы на оказание помощи. Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать у медицинского работника должны значительно превосходить уровень, достаточный в быту.

Необходимо так же иметь гибкость, снисходительность и терпение. Нужно быстро осваивать новые навыки, чтобы поддерживать квалификацию. А потому, необходимо избегать самоуверенности и быть всегда готовым к получению новой информации.

Важно не только соблюдать основные права пациента, связанные с информацией о его состоянии здоровья (право на информированное добровольное согласие и право на информацию, право на соблюдение тайны), но и сохранять доверительные отношения с людьми.[3]

Таким образом, личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры:

1. Ярко выраженные коммуникативные способности, включающий в себя три основных направления.

Информационно-коммуникативные способности. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

Аффективно-коммуникативные способности. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

Регуляционно-коммуникативные способности. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

2. Эмпатия.

3. Толерантность.

Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности.

Благодаря формированию и развитию специфических у медицинских сестер значимых личностных качеств можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. На практических занятиях по учебной дисциплине Психология мы используем различные методики исследования личностных качеств:

1. Диагностика коммуникативной толерантности (Бойко В.В.);

2. Диагностика уровня эмпатических способностей (Бойко В.В.);

4. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера);

5. Методика диагностики темперамента Г.Айзенка;

6. Методика Н. Шмишека (выявление акцентуаций характера);

7. Методика определения коммуникативно-организаторских склонностей (КОС)

Все перечисленные психологические методики помогают нашим студентам изучить личностные качества, которые для медицинской сестры являются профессионально важными и характеризуют профессиональную пригодность.

Рекомендации для преподавателей.

1. Дать обучающимся общее представление о профессионально важных качествах личности и необходимости их развития в условиях высокой конкуренции на рынке труда.

2.Способствовать формированию у студентов внутренней положительной мотивации, стимулирующей активную познавательную и практическую деятельность в освоении данной профессии

3. Обеспечить возможность оценить собственный уровень и особенности развития своих личностных качеств и соотнести их с требованиями профессии.

Условиями формирования партнерских отношений между больным и медработником являются:

уважение интересов больного;

разумная серьезная позиция;

осведомленность больного;

доверие, основанное на честности и правдивости;

разделение ответственности;

подсознательное чувство симпатии. [2]

Существуют общие правила общения в основе взаимодействия «медработник-пациент»:

Проявление искреннего интереса к пациенту.

Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

Понимание смысла поступков собеседника вместо огульной критики.

Доброжелательность, приветливость.

Обращение к взрослым пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджа.

Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

Умение внимательно слушать и, с другой стороны, дать пациенту «выговориться».

Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего собственного.

Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.

Умение правильно формулировать вопросы самому и помочь формулировать высказывания о своем состоянии пациенту. [1]

Взаимоотношения в медицинском коллективе рассматриваются не только как одно из важнейших условий эффективной работы, но и позволяют сохранить здоровье и душевное равновесие всех его членов.

Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. [8]

Для качественного формирования специалиста и последующего профессионального отбора нужны описания содержания тех или иных профессионально важных качеств и указания о допустимых пределах их варьирования. Профессионально важные качества- это качества личности, включенные в процесс деятельности и положительно влияющие на эффективность ее выполнения.

Для того чтобы подобрать авторитетного руководителя-лидера, нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Это качества: личные, профессиональные, организаторские и деловые. [7] К личным качествам, в первую очередь, относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим, уверенность в себе. Р.Л. Кричевский, ссылаясь на Р.

Стогдилла, выделяет важнейшие свойства руководителей: «Доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, коммуникабельность». [3]

Список литературы

1. Бессонов Ю. О. Стереотипы в восприятии медсестер // Медицинская сестра. — 2010. — N 4. — С. 43.

2. Васильева А. З. Инновационные методы подготовки специалистов здравоохранения среднего звена для обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи // медицинская сестра. – 2010. – N 9. – С. 139-145.

3. Двойников С. И. Управление развитием сестринского персонала. – М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2006.- 119 с.

4. Дривер М. Роль медицинской сестры в общении с пациентом // Вестник ассоциации медицинский сестер. – 2008. – № 1. – С. 22-23.

5. Индейкин Е. Н. Оценка качества сестринской деятельности (сестринский аудит): опыт больниц Великобритании // Вопросы экспертизы качества медицинской помощи. – 2008. – № 11. – С. 19-26.

6. Камынина Н. Н. Стандартизация сестринской деятельности: современные подходы к улучшению качества оказываемой медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2007. – № 12. – С. 3-6.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_izucheniya_lichnostnih_professionalnoznachi_094818.html

Глава 1. Моральные и профессиональные качества медицинской сестры (Канд. мед. наук В. Л. Кассиль)

Какими качествами обладает медсестра

Роль медицинской сестры в процессе лечения больного, особенно в стационаре, трудно переоценить. Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций – все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала.

Медицинская сестра также участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной в качестве анестезиста или операционной сестры, наблюдает за больными в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

Все это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с больными и их родственниками.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, угрожающая ему утратой здоровья, трудоспособности, а подчас и жизни.

Только при полном сочувствии больному, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения.

Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному не меньше, а может быть, и больше, чем лекарственные препараты.

Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли “сестрами милосердия”: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях.

При общении с больным, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление. При этом она должна быть и психологом, т. е.

учитывать индивидуальные особенности пациента и его состояние в данный момент: одного больного надо уговорить потерпеть (“Будет немного неприятно, но зато потом почувствуете облегчение”), другого отвлечь посторонним разговором и т. д.

Часто больные спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе.

При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него “пустяковое” и он “скоро выпишется”, так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу.

Лучше ответить примерно так: “Да, болезнь у Вас нелегкая и лечиться придется долго, но в конце концов все будет хорошо!” Однако все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом.

Нередко больные вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, техников, буфетчиц, объясняя им основы медицинской деонтологии, т. е.

взаимоотношения с больными. В присутствии больного не следует применять малопонятные ему и пугающие термины: “аритмия”, “коллапс”, “гематома”, а также такие характеристики, как “кровянистое”, “гнойное”, “зловонное” и т. д.

Необходимо помнить, что иногда больные, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате.

Больного надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

Иногда больные становятся нетерпеливыми, негативно (отрицательно) настроенными к лечению, подозрительными. У них может быть нарушено сознание, развиваются галлюцинации, бред. В общении с такими пациентами особенно необходимы терпение и такт.

Недопустимо вступать с ними в пререкания, но надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путем. Если больной неопрятен в постели, ни в коем случае нельзя упрекать его в этом, показывать свое отвращение и недовольство.

Как бы часто ни приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы больной не чувствовал себя виноватым.

В то же время отдельные больные, как правило, не находящиеся в тяжелом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях медицинская сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость.

Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим больным (однако если беседу о вреде курения проводит медицинская сестра, от которой пахнет табаком, вряд ли такая беседа будет убедительной).

Обо всех случаях неправильного поведения больного необходимо сообщать врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния больного или необходимостью изменить лечебную тактику.

Медицинская сестра обязана всегда быть выдержана, приветлива, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если даже она чем-то расстроена или встревожена, больные не должны замечать этого. Ничто не должно отражаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и больными.

Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но недопустимы и легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношениях с пациентами.

Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Большое значение имеет внешний облик медицинской сестры.

Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат или в форму, принятую в данном учреждении, меняет уличную обувь на тапочки или специальные туфли, легко поддающиеся санитарной обработке и не производящие шума при ходьбе. Волосы прикрывает шапочкой или косынкой. Всю рабочую одежду и обувь медицинская сестра, уходя домой, оставляет в специальном шкафчике.

Аккуратная, подтянутая сотрудница вызывает доверие больного, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее.

И, наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные, покрытые лаком ногти – все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации медицинской сестры, в ее умении работать точно, чисто и аккуратно. Эти сомнения чаще всего бывают оправданными.

Медицинская сестра должна неукоснительно выполнять указания врача и точно соблюдать не только дозировку лекарств и длительность процедур, но и последовательность и время манипуляций. Назначая время или периодичность введения препаратов, врач учитывает длительность их действия, возможность сочетания с другими лекарствами.

Поэтому небрежность или ошибка может оказаться чрезвычайно опасной для больного и привести к необратимым последствиям. Например, не сделанная вовремя инъекция гепарина может вызвать резкое повышение свертываемости крови и тромбоз коронарной артерии.

По этим же соображениям медицинская сестра ни в коем случае не должна самостоятельно отменять назначения врача или делать что-либо по своему усмотрению.

Нам известен случай, когда больной непосредственно после операции удаления предстательной железы, чувствуя раздражение от введенного в уретру катетера, решил, что не может помочиться, и попросил сестру положить ему грелку на низ живота, так как раньше он неоднократно пользовался этим средством. Медицинская сестра, не спросив врача, выполнила просьбу больного. В результате возникло сильное кровотечение, потребовавшее повторного оперативного вмешательства.

Современные лечебные учреждения оснащены новой диагностической и лечебной аппаратурой. Медицинские сестры должны не только знать, для чего служит тот или иной прибор, но и уметь им пользоваться, особенно если он установлен в палате.

При выполнении сложных манипуляций медицинская сестра, если она не чувствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных товарищей или врачей.

Точно так же медицинская сестра, хорошо владеющая техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам.

Самоуверенность, зазнайство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека!

Иногда в состоянии больного может наступить резкое ухудшение, но при этом нельзя допускать паники или растерянности. Все действия медицинской сестры должны быть предельно четкими, собранными и уверенными.

Что бы ни случилось (профузное кровотечение, внезапное нарушение ритма сердца, острый отек гортани), нельзя, чтобы больной видел испуганные глаза или слышал дрожащий голос. Недопустимы также громкие, на все отделение, крики: “Скорей, у больного остановка сердца!”.

Чем тревожнее ситуация, тем тише должны звучать голоса.

Во-первых, сам больной, если его сознание сохранено, плохо реагирует на крик; во-вторых, это резко нарушает покой других пациентов, которым может серьезно повредить волнение; в-третьих, окрики, беспрерывные поторапливания и нередко возникающая нервозная перебранка исключают возможность оказания больному своевременной и квалифицированной помощи.

При возникновении экстренных ситуаций распоряжения отдает заведующий отделением или наиболее опытный врач, а до прихода врача – медицинская сестра, которая работает в данной палате или кабинете. Указания этих лиц должны выполняться немедленно и беспрекословно.

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

Тишина в отделении должна соблюдаться постоянно, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения, и никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров и стука каблуков в коридоре.

Помимо контактов с больными, медицинской сестре нередко приходится вступать в контакты с их родственниками и близкими людьми. При этом также необходимо учитывать многие факторы.

Медицинские работники, скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, должны в понятной и доступной форме сообщить об этом его родственникам.

Но и среди них могут оказаться больные люди, в разговоре с которыми следует проявлять большую осторожность и такт.

Нельзя также сообщать даже самым близким родственникам, а тем более сослуживцам больного о проведении ему некоторых калечащих операций, особенно если речь идет о женщине. Перед разговором с посетителями следует посоветоваться с врачом, а иногда спросить и больного – о чем можно сообщить им, а о чем лучше умолчать.

Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных, сведений, а просить приезжать в больницу и поговорить с врачом лично.

Подходя к телефону, медицинская сестра должна прежде всего назвать отделение, свою должность и фамилию. Например: “Четвертое терапевтическое отделение, медсестра Петрова”. Ответы типа “Да!”, “Слушаю!” и т. д.

говорят о низкой культуре медицинского персонала.

Очень часто посетители просят разрешения помочь в уходе за тяжелобольным.

Если даже врач и разрешил родственникам побыть какое-то время в палате, нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры по уходу. Нельзя разрешать родственникам проводить кормление тяжелобольных.

Практика показывает, что никакая забота близких людей не заменит тяжелобольному наблюдения и ухода квалифицированного медицинского персонала.

Нередко родственники больного предлагают свою помощь в приобретении лекарственных препаратов, которых нет в отделении. Такие предложения должны быть вежливо, но твердо отклонены. Во-первых, снабжение медикаментами является прямой задачей администрации лечебного учреждения, и при необходимости любое лекарство может быть получено официальным путем.

Во-вторых, если родственники не смогут найти указанный препарат, а больной умрет, они навсегда останутся в уверенности, что жизнь больного можно было бы спасти, найдись в отделении упомянутое лекарство.

А ведь это, как правило, неверно! Люди зачастую ищут “модное” и разрекламированное средство, которое либо вообще не имеет большого значения, либо может быть с успехом заменено другим, имеющимся в отделении.

Обязательным качеством медицинской сестры должно быть стремление к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобретению новых навыков.

Этому должна способствовать общая атмосфера лечебного учреждения, играющая важную роль в формировании высококвалифицированного, дисциплинированного и ответственного работника, выработке у него высоких моральных качеств, мужества, гуманизма и умения всем своим поведением способствовать возвращению здоровья и трудоспособности больному человеку.

Источник: http://m-sestra.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st002.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.