Как поменять медицинскую страховую компанию

Показания к удалению: cтраховщики не хотят отдавать ОМС

Как поменять медицинскую страховую компанию

Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил в аппарат президента России письмо, в котором выразил обеспокоенность из-за поправок в закон «Об обязательном медицинском страховании», сообщила пресс-служба ВСС. Соответствующая инициатива была внесена в Госдуму, она предполагает исключение посреднических функций страховщиков.

Юргенс перечислил основные факторы, вызвавшие недовольство страховщиков. Например, законопроект переводит федеральные медицинские учреждения на прямое финансирование и контроль со стороны государственного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) без их участия.

Страховщики критикуют замену межтерриториальных расчетов распределением квот фондами ОМС, что, по их мнению, снизит варианты выбора медучреждений.

Не согласны компании и с ограничением возможностей включения в ОМС для частных клиник и сведением роли страховых компаний исключительно к сервисным услугам без доступа к госсредствам. Страховщиков смущает и снижение для них нормативов расходов на ведение дел в два раза.

«Федеральный фонд ОМС из независимого регулятора отрасли превратится в одного из участников системы ОМС, что может привести к существенному ослаблению надзора над системой в целом, а также к конфликту интересов, поскольку исполнительская и контрольная функция сосредотачиваются в одних руках», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВСС. В союзе отметили, что в связи с этим ожидают «роста теневых денежных поборов», «непрозрачности с очередями и качеством медпомощи», появления «медицинских адвокатов», «снижения доли досудебных урегулирований споров» и «недовольства врачей».

Законопроект Минздрава обсуждался накануне экспертным советом по страхованию комитета Госдумы по финансовым рынкам. На нем Минфин и ЦБ предложили внимательнее подойти к реформе ОМС.

Так, замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерина Абашеева считает, что проект «направлен на отход от страховых принципов государственных медицинских услуг».

Замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александр Ицелев поддержал коллегу из ЦБ, отметив, что последствия принятия законопроекта не анализировались совместно со страховым сообществом и пациентами.

В Минздраве в ответ на заявление страховщиков сообщили, что законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов.

Министерство отмечает, что в ряде регионов существует проблема с доступностью такой помощи. Согласно законопроекту, в обязанности Фонда будет входить проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными центрами.

«При этом утверждение порядка организации и проведения такого контроля передается Минздраву России. К проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будут привлекаться независимые эксперты, включенные в федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе Минздрава.

В ответ на требования о публичных слушаниях в министерстве пояснили, что законопроекты бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят.

В среднем ежегодно система ОМС приносит страховщикам около 100 млрд рублей дохода.

Законопроект предусматривает снижение норматива отчислений на ведение дела страховых медорганизаций (СМО) с текущего уровня 1-2% до уровня 0,5-1% от суммы средств, поступивших в организацию.

«В действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек страховщиков: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ, а не содержать пункты выдачи полисов; информирование застрахованных лиц можно осуществлять через различные каналы связи, например, личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры и т.д., что позволяет существенно снизить издержки СМО», — пояснили в министерстве.

Врачи единогласно поддерживают исключение страховщиков из системы ОМС.

«Если бы ОМС в том виде, который у нас есть, внедрили бы в 1937 году, то мы бы проиграли войну фашистам, потому что к 1942 году все финансы перешли бы к страховщикам.

Человек, который включил, к примеру, скорую помощь в ОМС, либо дебил, либо враг народа.

Финансирование и контроль «скорой помощи» должны быть государственными, наравне с полицией и пожарными», — убежден председатель независимого профсоюза скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков.

Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что контроль и распределение финансов в системе ОМС со стороны страховщиков приводит к снижению зарплат медиков и сильной текучке кадров по всей стране. Страховые компании вынуждают лечить пациентов не так, как медики считают правильным, а как выгодно самим коммерсантам, объясняет Беляков.

«Страховым компаниям очень выгодно, когда «скорая помощь» делает 20-25 нерезультативных выездов в день — это оголтелая гонка за количеством вызовов, чтобы потом государству сказать: «Смотрите, сколько мы вызовов сделали, поэтому дайте нам еще денег», — продолжает фельдшер.

Медик также напоминает, что из-за требований страховщиков на докторов навалилась совершенно лишняя бюрократическая работа по заполнению персональных данных в момент вызова.

В результате половину отпущенного на помощь пациенту времени медработник вынужден заполнять документы, ошибки при заполнении наказываются со стороны страховщиков штрафами медучреждений, что в итоге в той или иной степени отражается и на зарплате конкретного доктора, указывает Дмитрий Беляков.

С позицией коллеги солидарен сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

«Все эти дыры и огрехи системы ОМС стали особенно сильно выпирать во время пандемии. Стали очевидны более широкому кругу общественности. Широкие массы медиков просто ненавидят страховщиков из-за того, что они, имея контрольные функции, устраивают проверки, выявляя формальные нарушения, штрафуют медучреждения, а те, в свою очередь, депремируют своих сотрудников», — рассказал Коновал.

Кроме того, в условиях жесткой нехватки кадров медучреждения вынуждены тратить время на заполнение большого объема документации для страховщиков, заключил собеседник. Медики сходятся во мнении, что из-за страхового посредничества система здравоохранения деградирует.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, напротив, выразил обеспокоенность инициативой ликвидации функций страховых медицинских организаций, связанных с защитой прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями.

«Мы считаем, что это идет в разрез со всеми шагами, которые осуществляло правительство и Минздрав России по формированию системы защиты прав пациентов, — заявил он.

— Осуществление Федеральным Фондом ОМС функций защиты прав пациентов будет затруднено из-за конфликта интересов, поскольку Фонд зависим от Минздрава, которому, в свою очередь, принадлежат те самые федеральные лечебные центры, качество медицинской помощи в которых необходимо будет контролировать ФОМС».

Существующая модель предполагает ответственность страховщика за качество оказанной пациенту медицинской помощи, а у пациента есть право выбора лечебного учреждения, напомнил Жулев. Предстоящая реформа может повлиять на развитие независимой экспертизы качества медицинской помощи, подытожил он.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/13/13318267.shtml

Финансисты поспорили с врачами о реформе ОМС

Как поменять медицинскую страховую компанию

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября.

Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании.

Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС.

Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны.

Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»).

«Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС).

– Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски.

«Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун.

Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов.

Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС.

«Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб.», – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

«В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности».

«Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г.

Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств.

Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел.

«В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше.

По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках.

Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных».

«ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко.

– И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/12/843030-finansisti-posporili

Замена полиса ОМС при смене фамилии в 2020 году

Как поменять медицинскую страховую компанию

Страховка единого образца бессрочная, но в конкретных ситуациях требует обращения к страховщику. Если персональные данные изменились, то полис ОМС нужно будет переоформить в связи с тем, что работники медицинских учреждений не смогут проверить информацию и записать человека к врачу.

Что такое полис ОМС и для чего он нужен?

Полис обязательного медицинского страхования является документом, который подтверждает факт того, что у человека есть страховка и он может рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.

По полису ОМС можно не только получить бесплатное лечение, но и бесплатные лекарства.

Человек должен быть сам заинтересован в обновлении данных в такой ситуации. В противном случае предоставление медицинских препаратов и бесплатного обслуживания медицинским персоналом в государственных больницах и медицинских пунктах выполняться не будет.

Закон №326 ФЗ обязывает застрахованное лицо сообщать об изменении ФИО и о регистрации места пребывания.

Не стоит затягивать со временем при смене полиса ОМС. В законе прописан период, за который нужно успеть сменить данные. В разделе сказано, что для переоформления выделяется 1 календарный месяц.

Заменить ОМС при смене фамилии может сам заявитель или же представитель, действующий на основе доверенности.

Необходимые документы

При обращении к страховщику для замены полиса ОМС, заявитель должен предоставить ему:

  • новый паспорт РФ (с новой фамилией);
  • документ, на основе которого происходит замена ОМС;
  • СНИЛС.

Когда для замены полиса обращается представитель по доверенности, ему разрешено предъявить копии документов, заверенные в нотариальном порядке.

Заменить полис можно в офисе страховой организации, заполнив заявление по специальному образцу. В момент электронного обращения есть установленная схема, форму которой также можно распечатать. Здесь следует указать:

  • к кому обращается человек;
  • кто именно обращается;
  • указать требования;
  • причины замены;
  • старые и новые данные.

Заполнить заявление можно от руки или напечатать на компьютере. Оно должно быть написано без каких-либо ошибок, так как их наличие автоматически делает документ непригодным.

Скачать образец заявления.

Куда обращаться, чтобы поменять полис?

Заменить полис можно несколькими способами. Рассмотрим их более подробно.

Замена полиса через Госуслуги

Независимо от того, будет ли субъект обращаться за новой страховкой лично в страховую организацию, оформление полиса ОМС через Госуслуги требует предоставления определенного перечня документов, которые являются обязательными. Иначе в заключении соглашения будет отказано.

При оформлении документа подается заявка, срок которой 30 суток. На этот период гражданин получает временное свидетельство ОМС, подтверждающее обращение и факт отсутствия постоянного полиса на руках. Только в этом случае он сможет получить медицинские услуги с дальнейшим возмещением их цены от страховой организации.

Чтобы оформить полис ОМС через Госуслуги, необходимы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • подтверждение статуса, который дает право обращаться за оформлением страховки;
  • страховой номер лицевого счета;
  • СНИЛС.

Замена полиса через страховую компанию

Заменить полис ОМС через организацию страховщика просто, достаточно посетить его офис в приемные часы. При себе иметь:

  • новый паспорт;
  • свидетельство о браке, разводе или смене фамилии;
  • СНИЛС;
  • бланк заявления на замену.

Если получить новый полис сразу невозможно, то будет выдан временный полис на один месяц. Если вы хотите сменить компанию страховщика по собственной инициативе, то можете это сделать до 1 ноября текущего года.

В МФЦ принимают людей строго по записи или по электронной очереди. Записаться на прием можно через сайт МФЦ или по телефону горячей линии. Граждане, при обращении в МФЦ для замены полиса ОМС, должны предоставить такие же документы, как и при обращении в страховую компанию.

Приносить с собой копии документов не нужно: работники организации сами сделают сканы всех документов.

По результатам приема заявления и документов, сотрудники МФЦ выдадут гражданину временное свидетельство ОМС, сроком на 1 месяц, пока не готов настоящий документ.

Готовность документа можно отследить самостоятельно по номеру документа через сайт территориального ФОМС или позвонив на горячую линию МФЦ. Также предусмотрено оповещение в виде СМС сообщения.

Замена онлайн на сайте страховщика

Такой способ может быть осуществлен, если страховая организация предоставляет эту возможность. Чтобы уточнить информацию, необходимо попасть на сайт компании и зайти в нужный раздел. Кроме этого, на сайте страховщика можно отследить готовность нового документа ОМС.

Проще всего позвонить в страховую компанию и узнать о наличии такой возможности.

Обязательное медицинское страхование детей со дня их рождения и сроком на 1 месяц производится той страховой компанией, в которой застрахованы их матери.

По истечение этого срока и до достижения ребенком совершеннолетнего возраста, на него оформляется полис ОМС, выбранный его родителем.

Куда обращаться

Чтобы оформить документ несовершеннолетнему ребенку, его родитель должен обратиться в страховую организацию с заявлением и пакетом документов.

Что иметь при себе

Для детей до 14 лет следует предоставить документы:

  • документ о рождении;
  • СНИЛС;
  • паспорт одного из родителей.

Для детей в возрасте от 14 лет и старше:

  • паспорт ребенка;
  • СНИЛС;
  • паспорт одного из родителей.

Если полис оформляют близкие родственники, то дополнительно нужно предоставить доверенность и паспорт официального представителя.

Законом разрешена замена полиса не по месту прописки при смене фамилии. Каждый гражданин может обратиться в страховую фирму не своего региона. Это касается и тех случаев, когда человек поменял адрес регистрации, переехав в другой город.

При смене места жительства стоит все же предупредить страховую компанию об этом в течение 30 дней. При этом поменять полис в связи со сменой личных данных в новом регионе можно и в другой страховой организации.

Сроки оформления

Страховое свидетельство выдается бесплатно и после подачи документов необходимо подождать один месяц. О том, что свидетельство готово, известит СК. Бывает так, что процесс затягивается на полтора месяца. В это время можно спокойно использовать временный документ.

Если страховщик просит заплатить небольшой взнос за оформление полиса ОМС, то следует сообщить об этом в контролирующие органы, так как это нарушение закона. Если вам нужна помощь юридического характера, то вы всегда можете обратиться в чат к нашему онлайн-консультанту или позвонить по бесплатному номеру: 8 800 350-84-13 доб. 723.

Узнать срок действия свидетельства можно, посмотрев в сам документ. В новых образцах нет ограничения по этому параметру.

Свидетельство старого образца не является поводом получения отказа в предоставлении медицинских услуг, но лучше его заменить на новое. В противном случае в больницах могут появиться проблемы с оформлением документов.

Читайте подробнее: Чем полис нового образца отличается от старого?

Временное свидетельство

Временный документ не отличается от постоянного по своим возможностям. На всей территории России любой, у кого есть временный документ, может пользоваться бесплатными медицинскими услугами.

Документ позволяет:

  • прикрепиться к поликлинике;
  • получить стоматологические услуги;
  • записаться на прием к врачу;
  • записать ребенка в школу или в детский сад.

Основное расхождение — срок действия временного свидетельства, который составляет 30 дней.

На временном свидетельстве нет штрих кода, поэтому записаться на прием к врачу через интернет не получится.

При смене полиса ОМС ничего платить не нужно. На замену уйдет в среднем 2 недели времени, в зависимости от загруженности страховой организации. После получения документа на руки следует проверить правильность всех прописанных данных. Если будет указана недостоверная информация, то полис ОМС считается недействительным.

Возможные трудности

Обращаться за медицинской помощью человек должен только в те учреждения, которые сотрудничают с системой ОМС. Это государственные и некоторые частные поликлиники.

Если человек обратиться за помощью в поликлинику, которая не сотрудничает с СК по программе ОМС, то полис ему не потребуется. За услуги придется платить из собственного кармана.

Не могут получить полис ОМС и зарубежные граждане, которые временно находятся в России, за исключением официально трудящихся на ее территории.

Можно ли проверить действительность полиса ОМС по фамилии?

Если на момент проверки не оказалось полиса на руках, а срок его действия необходимо срочно узнать, можно использовать проверку по ФИО.

На портале регионального фонда ОМС вместо номера нужно ввести свои ФИО и данные паспорта, или же свидетельства о рождении.

Итогом будут сведения о страховой организации и дате получения свидетельства. Если никакой информации нет, то это означает, что документ недействителен и требуется его замена.

Не все подобные фонды предоставляют такую возможность проверки свидетельства ОМС по паспортным данным и фамилии застрахованного лица.

Проверять действительность полисов ОМС нужно только на официальных сайтах территориальных фондов ОМС, чтобы обезопасить себя от мошенников.

Заключение

Полис ОМС выдается человеку после заключения договора с медицинской страховой компанией. Этот документ доказывает право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий.

Если у вас возникают вопросы или вам нужна помощь, вы всегда можете обратиться в чат к нашему онлайн-консультанту или позвонить по бесплатному номеру: 8 800 350-84-13 доб. 723.

Следующая

Источник: https://mystrahovki.ru/oms/kak-pomenyat-polis-oms-pri-smene-familii/

Шум в системе ОМС

Как поменять медицинскую страховую компанию

Ситуация вокруг идеи Минздрава выделить в системе ОМС федеральный сегмент, в котором роль страховой компании должен выполнять Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФФОМС), усложняется. Крупные страховщики обратились с письмом к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением остановить это и другие изменения в ОМС.

Представители ЦБ и Минфина, ранее согласовывавших бюджетный пакет, в Госдуме их поддержали. Реакция страхового лобби на умеренные изменения в системе вряд ли оправдывается ценой вопроса, составляющей миллиарды рублей в год на рынке с оборотом в 2 трлн.

Заявления об «отходе от страховых принципов» ОМС скорее демонстрируют настороженность отрасли в отношении возможных будущих планов Минздрава.

Проект поправок к закону об ОМС, внесенный правительством в Госдуму 30 сентября вместе с проектом бюджета ОМС в составе полного бюджетного пакета, не сохранил статус «технического». Вчера бюджетный комитета Госдумы как соисполнитель проекта поддержал его.

Тем не менее документ вчера обсуждался на заседании экспертного совета Госдумы по страхованию, где представители ЦБ и Минфина (напомним, бюджетный пакет визируется ведомствами) поддержали резкую критику страховым сообществом его положений (см. “Ъ” от 8 октября).

Тем временем, как стало известно “Ъ”, о своем несогласии с таким проведением реформы заявили главы пяти крупнейших страховщиков ОМС (СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», МАКС) — они обратились с письмом на имя главы правительства Михаила Мишустина (текст письма есть у “Ъ”) с выражением «крайней обеспокоенности ситуацией», называя его настоящим «реформированием» системы ОМС.

Напомним, как уже писал “Ъ”, предложения правительства (законопроект перед передачей в Госдуму утверждался именно им) состоят из двух принципиальных изменений.

Первое — выделение в системе ОМС отдельного, федерального звена, из которого исключаются страховые медицинские организации (СМО, то есть медстраховщики),— федеральные клиники будут составлять свой «этаж», роль страховщика в котором, как предполагается, будет выполнять ФФОМС самостоятельно.

Вторая системная поправка — уменьшение лимитов нормативного размера средств, предоставляемого территориальным фондом ОМС, с нынешних 1–2% вдвое, до 0,5–1%.

В результате реализации первого блока страховщики лишатся, исходя из пояснительной записки к проекту, доступа к порядка 5% средств фонда ОМС в год (более 100 млрд руб. оборота в год).

Оценить объективно второй блок сложнее, поскольку конкретные лимиты устанавливают регионы (и сейчас обычно это около 1%), по мнению страховщиков, речь идет о потере ими около 6,8 млрд руб. в год или же сокращении их расходов на ведение дел в системе ОМС вдвое.

Позиции представителей ЦБ и Минфина на профильном совете в Госдуме были аналогичны позиции страховщиков.

По словам замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерины Абашеевой, «все положения законопроекта в значительной степени направлены на отход от страховых принципов, которые в течение нескольких лет последовательно внедряются на рынке ОМС».

Финансово-экономическое обоснование снижения нормативов по расходам на ведение дел (РВБ) проект не содержит. Банк России также обеспокоен проблемой «непрерывности» сопровождения пациентов на каждом этапе получения медицинской помощи.

«Существующая двухзвенная система уходит, остается только одно звено в виде ФФОМСа»,— заявила госпожа Абашеева. Кроме того, ЦБ считает, что не получил нужного времени на анализ документа. По словам же замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александра Ицелева, законопроект не анализировался по возможным последствиям. Мнение кураторов рынка в ЦБ и Минфине по вопросу поправок схоже с позицией страховщиков.

В свою очередь, письмо пяти страховщиков в Белый дом под эгидой Всероссийского союза страховщиков (ВСС) генерализует все претензии к Минздраву и правительству. По их мнению, снижение лимитов тарифа на РВД и выделение федерального «этажа» в ОМС без их участия «кардинально меняют принципы функционирования ОМС». Аргументы страховщиков и ВСС уже близки к политическим.

Так, президент ВСС Игорь Юргенс напомнил о том, что СМО являются существенной частью реализации нацпроекта «Здравоохранение», предложения Минздрава — угроза ему. «В нацпроекте… страховщики являются легитимными и существенной частью его реализации. Под этот нацпроект у нас создано 14 тыс.

страховых представителей, которым поручены диспансеризация, сопровождение онкобольных и все мероприятия по популяризации здорового образа жизни. Законопроект ставит под вопрос не только присутствие страховщиков в нацпроекте, но и само его выполнение»,— считает господин Юргенс.

Один из аргументов страховщиков в письме — страховые компании ежегодно возвращают в систему ОМС около 12 млрд руб. по результатам медицинской экспертизы, снижение рентабельности СМО «в ряде случаев» приведет к их уходу с рынка.

Страховщики сулят Белому дому «острую социальную напряженность в условиях пандемии».

В Минздраве комментировать дискуссию в Госдуме отказались, указав, что уже изложили позицию на прошлой неделе. Напомним позицию ведомства.

Изменения в ОМС «реформой» там не считают, оценки страховщиков по потере доходов от РВД считают завышенными, особенно с учетом будущего роста оборотов рынка ОМС, к тому же цифровизация здравоохранения их затраты значимо снизила.

Целью же выделения федерального уровня ОМС Минздрав считает повышение его доступности для населения — в системе будут квоты по федеральным центрам.

Отметим, в каком-то смысле они и сейчас являются аналогом высокотехнологичной медпомощи, существующей вне общей системы ОМС, идея Минздрава в том, что на этом «этаже» оплачиваемые возможности страховщиков, важные для ОМС в регионах, не нужны.

По данным источников “Ъ” в отрасли, предложенный Минздравом пакет изменений в систему ОМС не является финальным — в перспективе ведомство также планирует ужесточить условия входа в систему частным организациям, изменив для них уведомительный порядок на заявительный и введя дополнительные требования к мощностям.

Как пояснил “Ъ” глава Независимой ассоциации негосударственных медицинских организаций Илья Шилькрот, бизнес-сообщество озабочено перспективой появления такого законопроекта и направило вице-премьеру Татьяне Голиковой свои предложения по реформированию порядка выбора пациентом медицинской организации для лечения (есть у “Ъ”).

Впрочем, ассоциация предлагает не отказ от изменений, а более масштабные изменения:

«Необходима модернизация этой процедуры целиком, а не перекраивание ее отдельных частей, как сейчас происходит с выделением квот федеральным медицинским центрам».

Хотя очевидно, что планируемые Минздравом изменения роли страховщиков так или иначе обусловлены желанием централизовать систему ОМС в преддверии модернизации первичного звена, есть вероятность, что свою роль в появлении этой инициативы сыграла и практика борьбы с эпидемией коронавируса: с ее началом Минздрав существенно сократил функции страховщиков, в частности, отменив проверки больниц и клиник, стремясь сократить нагрузку на медицинские организации в период форс-мажора. Возможно, именно этот опыт подсказал ведомству конкретные пути сокращения контроля с их стороны и в «мирное» время. В любом случае сверхреакция страховщиков на инициативы ОМС, вероятно, в большей мере отражает не масштабы потерь, а опасения дальнейших шагов Минздрава и профильного вице-премьера Татьяны Голиковой — более крупного изъятия в пользу ФФОМС части полномочий СМО. У изменений статус-кво в системе ОМС (страховой во многом номинально) будут выигравшие и проигравшие. Нынешние же игроки действуют на опережение, тем более что правительство, по их мнению, само подает пример, отказавшись обсуждать текущую «реформу» заблаговременно.

Дмитрий Бутрин, Татьяна Гришина, Анастасия Мануйлова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4529622

Предложенная реформа ОМС может ударить по правам пациентов

Как поменять медицинскую страховую компанию

Предлагаемые поправки предполагают кардинальные изменения в системе обязательного медицинского страхования – переход от развивавшейся в стране страховой модели в сторону сметно-распределительной системы.

На практике это будет означать ликвидацию одного из ключевых достижений пациент-ориентированной модели здравоохранения – возможности получить медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях(ФМУ) по всей стране в рамках системы ОМС. Сейчас страховые компании контролируют направление пациентов в федеральные медицинские учреждения и следят за качеством диагностики и оказания медицинской помощи.

Но если законопроект примут, они станут подотчетны только Федеральному фонду ОМС и, по факту, будут избавлены от независимого контроля.

И это при том, что именно ФМУ в нашей стране оказывают большую часть высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), право на получение которой есть у всех застрахованных по ОМС.

В ведении страховых медицинских организаций останутся только региональные лечебные учреждения.

Все это может ограничить возможности получения медицинской помощи в медучреждениях по выбору застрахованного.

В соответствии с действующим законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, в нашей стране в течение нескольких лет создавался институт страховых представителей.

Страховые представители обладают реальными полномочиями добиваться соблюдения прав пациента даже без его непосредственного участия. В первую очередь речь идет о защите права пациента в споре с больницей.

Таким образом, сотрудники страховых организаций представляют собой независимое звено в системе здравоохранения, которое находится на стороне пациента.

Если учесть, что ФФОМС в принципе не предназначен для помощи пациентам – у него совсем другие задачи, поэтому добиться соблюдения прав на качественную медицинскую помощь пациентам будет гораздо сложнее без помощи страхового представителя.

Кроме того, ФФОМС – государственная организация, которая, согласно новому законопроекту, станет проверять качество работы государственных же клиник и находится на стороне клиники, а не пациента, лишая систему здравоохранения независимого контроля в интересах застрахованных граждан.

Если закон примут, страховые организации ожидает сокращение финансирования с размера 1-2 процента до 0,5 -1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Ключевая задача законопроекта по заявлению его авторов, – экономия. По их мнению законопроект “позволит высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 миллиарда рублей к 2023 году”.

Скорее всего, резкое сокращение финансирования приведет к тому, что многие компании потеряют доходы и будут вынуждены уйти с рынка.

Сегодня страховые медицинские организации финансово заинтересованы в том, чтобы бороться за интересы каждого пациента – ведь каждый гражданин один раз в год вправе заменить страховую компанию. Это порождает здоровую конкуренцию между компаниями, мотивирует их бороться за права пациентов и добиваться, чтобы каждому клиенту оказали качественную медицинскую помощь.

Во многих странах, где есть обязательное медицинское страхование населения, страховые организации играют очень важную роль. Они добиваются, чтобы их застрахованные граждане получали качественные медицинские услуги, стремятся направлять больше пациентов в клиники, которые получают наилучшие отзывы.

Поэтому сотрудники этих клиник заинтересованы в том, чтобы работать как можно лучше – ведь от этого, в конечном счете, зависят их доходы. Тем самым страховые организации стимулируют больницы повышать качество услуг.

Если убрать из этой системы независимых страховщиков, то подобного стимула у федеральных медицинских организаций больше не будет.

Принятие предложенного законопроекта – это, фактически, первый шаг к ликвидации страховой медицины в нашей стране. А если учесть, что в основе страховой модели лежит ответственность страховщика за качество медицинских услуг и возможность предоставления выбора лечебного учреждения, то утрата страховой модели неизбежно приведет к нарушению прав пациентов.

Понятно, сложная эпидемиологическая обстановка вынуждает искать в системе здравоохранения дополнительные ресурсы. Но искать их в системе ОМС вряд ли оправдано, потому что совершенно ясно, что это будет экономия за счет здоровья множества людей.

Источник: https://rg.ru/2020/10/07/predlozhennaia-reforma-oms-mozhet-udarit-po-pravam-pacientov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.